Покупка продуктов онлайн стремительно растёт, но средний чек падает

Автор фото: Михаил Тихонов

Объём онлайн–продаж продуктов питания продолжает увеличиваться, но уже не за счёт мегаполисов. Дальнейший рост рынка обеспечат регионы.

По данным Data Insight, в феврале 2023 года сервисы доставки продуктов питания выполнили 44,2 млн заказов, что на 3% больше, чем в январе этого года, и на 50% больше, чем в феврале прошлого.
В компании отмечают, что по итогам 2023 года общий объём российского рынка e–grocery может составить 695 млрд рублей. При этом всего будет выполнено 561 млн заказов. То есть рост по сравнению с 2022 годом составит 1,3 раза по объёму продаж. А вот средний чек по итогам текущего года может снизиться на 11%, до 1 240 рублей. То есть покупать продукты онлайн люди стали чаще, но вот денег каждый раз стараются тратить поменьше.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская считает, что годовые темпы прироста рынка как в деньгах, так и по количеству заказов будут ниже, чем в 2022 году. Но это всё равно окажется гораздо выше, чем в офлайне. Можно ожидать, что стоимостной объём рынка увеличится на 35%, количество заказов — на 40–45%. При этом эксперт также прогнозирует снижение среднего чека.
"Спрос на доставку всё ещё растёт, но более медленными темпами, поскольку снижается покупательная способность рубля и слабо растут доходы. При этом высок уровень закредитованности. Кроме того, спрос смещается из Москвы и Петербурга в другие регионы, где доставка ещё не была так сильно развита. Игроки рынка e–grocery тоже делают акцент в стратегии на экспансию. Лидерами на рынке пока остаются “Сбермаркет”, “ВкусВилл” и “Самокат”. Покупатели продолжат экономить, поэтому спросом будут пользоваться акционные товары, СТМ, бесплатная доставка и другие бонусы для покупателей", — считает эксперт.
Директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" компании "Рексофт Консалтинг" Кирилл Малышев напоминает, что с начала пандемии рост e–grocery — это один из ключевых потребительских трендов. Именно тогда была опробована и сформирована привычка заказывать продукты онлайн. А теперь такая модель получает всё большее распространение.
"Бесспорно, покупатели хотят выбирать свежие продукты (поэтому пока доверяют больше офлайн–магазину, а в некоторых случаях всё ещё рынку). Постепенно влияние этого барьера снижается, так как ряд ретейлеров фокусируются на свежести и качестве продуктов, покупаемых онлайн", — добавляет эксперт.
Несмотря на впечатляющие темпы роста, говорить о том, что продажи продуктов через интернет всерьёз теснят традиционную офлайн–розницу, преждевременно. В агентстве INFOLine ранее сообщали, что доля онлайн–продаж по итогам 2022 года в объёме розничной реализации продуктов питания и напитков выросла с 2,1 до 3%. По их прогнозам, доля e–grocery от общего оборота продаж продуктов питания и напитков по итогам этого года может составить 4,2%.