Символизм в квадрате: зачем в МТС сменили лого и кто обновит бренд следующим

Компания МТС сменила логотип, отказавшись от знаменитого яйца. Этот шаг может подтолкнуть к запуску рекламных кампаний и других операторов "большой четвёрки".

Логотип МТС теперь представляет собой красный квадрат с буквами названия компании по периметру. Оставшийся свободным угол может занимать название дочернего проекта — например, МТС–музыка, МТС–авто — или другого представителя экосистемы компании.
Прежний символ МТС в виде яйца существовал с 2006 года. Его внедрение сопровождалось одной из самых ярких и агрессивных на тот момент рекламных кампаний в стране. У многих облик логотипа вызывал недоумение, но со временем к нему привыкли. Теперь придётся отвыкать. И возможно, не только от прежней айдентики МТС.

Ветер перемен

Чуть раньше конкурента, на прошлой неделе, "Билайн" зарегистрировал свой сокращённый логотип "б.". Это альтернативный знак компании, который она фактически использует с прошлого года. Теперь он включён в базу Роспатента. В компании отметили, что это стандартная юридическая практика. Исключительное право на логотип будет действовать 10 лет. "Билайн" также начал продавать мерч с новым логотипом — на сайте компании можно найти значки "б.". При этом масштабный ребрендинг с обновлением "большого" логотипа (его сделали объёмным) оператор провёл ещё в 2021 году. Причём тогда он сделал это впервые за 16 лет.
В марте прошлого года "Коммерсантъ" со ссылкой на собственные источники сообщал, что Tele2 планирует провести ребрендинг, так как шведская Tele2 AB, которой исходно принадлежал бренд, отказалась продлить соглашение на его использование. Редизайн ожидали как раз к началу 2023 года, но его так и не случилось. "Компания продолжает использовать бренд Tele2 в рамках действующего договора. Бренд используется на законных основаниях — соглашение об использовании товарного знака Tele2 продолжает действовать. При этом компания не проводит никаких мероприятий по подготовке к ребрендингу", — пояснили "ДП" в пресс–службе Tele2 на Северо–Западе.
А вот последний участник "большой четвёрки" — "МегаФон" не производил изменений в фирменном стиле примерно с 2017 года. И на сегодняшний момент нет никаких признаков, что он собирается это делать.

Диалог с клиентом

Как считает основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская, компания совершает ребрендинг только тогда, когда руководство уверено, что пришло время не только для смены внешнего вида, но и для концептуальных изменений.
"Яйцо МТС достаточно давно устарело. Про него часто шутили, и при этом не было нормальных объяснений, что этот логотип означает", — заметила она.
Специалист по дизайну Алексей Бутаков считает, что решение убрать старый знак появилось значительно раньше. "Аббревиатура МТС оказалась сильнее знака и победила в конце концов. А вот у “Билайна” семантика полосок заложена в названии, и в их случае как раз символ сильнее типографского написания", — объясняет он. При этом, по мнению дизайнера, велики шансы, что остальные участники рынка воспользуются поводом и захотят заявить о себе в том же ключе. "Это может быть не только фейслифтинг головного бренда, но и, например, кампания, которая напомнит потребителям о бренде", — говорит он.
Теххи Полонская считает, что не обязательно ждать ребрендинга от других участников рынка. "Ребрендинг часто происходит, когда меняется стратегия компании, внутренняя и внешняя политика или планируется реструктуризация", — подчёркивает она.
С этим согласна Алиса Кашпанова из департамента маркетинга и качества продукта АО "Авиакомпания “Россия”": "Ребрендинг всегда преследует определённые, как правило, масштабные и амбициозные планы компании. Он привлекает максимум внимания к бренду, закладывает в него новые смыслы и сообщения для клиентов. Ведь логотип и фирменный стиль — это первая точка контакта клиента с компанией".
Специалисты сходятся в том, что с точки зрения масштабирования, развития бизнеса ребрендинг — это важный шаг. В том числе это показатель того, что компания стремится к совершенствованию не только внешнего облика, но и услуг.

В погоне за модой

Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, отмечает, что помимо прочих факторов есть и веяния моды — устаревает шрифт, потребитель сам по себе меняется, ищет чего–то нового. Тогда компании понимают, что нужно соответствовать времени, и меняют фирменный стиль.
"Достаточно привести классический пример: бренд Coca–Cola за свою почти 150–летнюю историю менялся 11 раз (последний раз в 2011 году). Или Nike — написание логотипа менялось 4 раза с 1971 года. Вероятно, то же самое мы сейчас видим и в истории с МТС, а также с “Билайном” — бренды переросли фирменный стиль, который имели ранее. Если 10 лет назад логотип отражал направление деятельности компании, то сейчас требуется больше: соответствовать запросам нового поколения потребителей, демонстрировать устремлённость в будущее, технологичность и т. д.", — считает Иван Самойленко.
Он обратил внимание на тренд сокращения названия или очень сдержанный логотип. Это отражение динамичности и скорости, которые сейчас требуются от мобильных операторов.
"Так что вполне возможно, что и другие участники рынка последуют за этими примерами. Кроме того, изменение бренда — это ещё способ привлечения к себе внимания и создание мощного информационного повода. Компании борются за потребителя, что отражается в таких простых вещах, на взгляд обычного человека, как логотип", — заключает эксперт.