Крупный морской грузоперевозчик перестал иметь отношение к Олерскому

Автор фото: Тихонов Михаил

Крупнейший в регионе морской грузоперевозчик больше не имеет никакого отношения к бывшему замминистра транспорта России Виктору Олерскому.

Из уставного капитала ООО "Пола Райз" вышли калининградская МК ООО "Нелбери Инвестментс лимитед" и зампредседателя совета Российской палаты судоходства Ришат Багаутдинов. Им принадлежали 66,67 и 33,33% соответственно. С конца февраля "Полой Райз" полностью владеет её директор. А ещё "Пола Райз" продала 50% ООО "Судоходная компания Идель" и закрыла свой сайт. События совпали с попаданием компании в пакет санкций, объявленный США в годовщину начала СВО на Украине. Основателем "Полы Райз" считается бывший замминистра транспорта России (2009–2018 годы) Виктор Олерский, её выручка за 2021 год составила 6,6 млрд рублей.

Разрыв цепочек

Виктор Олерский заявил "ДП", что выход "Нелбери" из уставного капитала "Полы Райз" связан с её попаданием под американские санкции, что, по мнению бизнесмена, произошло из–за информации о деятельности компании, публиковавшейся в СМИ. РБК со ссылкой на справку Госдепартамента США связал попадание "Полы Райз" в санкционный список с тем, "что компания причастна к растущей торговле с Турцией, а также обеспечивает подвоз материалов к строительным объектам России в Арктике".
Генеральный директор "Нелбери" Игорь Гиро от комментариев отказался. Не пожелал общаться с прессой и гендиректор "Полы Райз" Альберт Выговский, теперь её единственный владелец. Лишившийся 33,33% долей "Полы Райз" Ришат Багаутдинов подтвердил продажу долей, но рассказывать подробности отказался.
"Поле Райз" принадлежали более двух десятков грузовых судов, в том числе сухогрузы RSD59. В декабре 2016 года Невский судостроительно–судоремонтный завод заключил с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) контракт на строительство пяти RSD59 для "Полы Райз" общей стоимостью 4,4 млрд рублей. На тот момент эти суда считались самыми современными российскими сухогрузами класса "река — море". Головное судно "Пола Анатолия" завод передал заказчику в декабре 2018 года, "Полу Анфису" — в мае 2019–го, "Полу Гали" — в прошлом феврале. Стоимость каждого судна составляет 4,055 млн евро + 634 млн рублей.
Чистые активы "Полы Райз" в 2021 году составили, по данным СПАРК, 4,5 млрд рублей. Одновременно с уходом из собственности материнской "Нелбери Инвестментс лимитед" "Пола Райз" продала 50% петербургской судоходной компании "Идель". Для неё АО "Окская судоверфь" строит три сухогруза проекта RSD59, первый из которых в прошлом мае отправился на ходовые испытания. Выручку "Идели" от продаж за 2021 год СПАРК оценивает в 1 млрд рублей. В конце февраля 50% долей "Идели" приобрело у "Полы Райз" ООО "Новые морские инвестиции" — компания, зарегистрированная в конце прошлого года и пока ничем себя публично не проявившая. Её единственный владелец и гендиректор Николай Любезнов общаться с "ДП" не стал. Остальные 50% "Идели" — у ООО "Первое агентство содействия" (40%) и Артура Багаутдинова, сына зампредседателя совета Российской палаты судоходства.

Удар мимо цели

Управляющий партнёр судостроительного производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Михаил Даниленко полагает, что основной удар международных санкций против судовладельцев нацелен не на них, а на отечественное судостроение.
"Но этот удар не достигнет цели, потому что судостроительную отрасль поддерживают госзаказы и финансирование ГТЛК. Рынок вернулся в спокойное состояние, просто заказы перераспределились между игроками. В целом объём строительства сохраняется и будет расти. Запад вводит формальные санкции, не сильно влияющие на что–либо. Рынок корректирует списки бенефициаров, чего, в принципе, можно было бы и не делать. Все же понимают, что смена бенефициаров — зачастую фикция. И спрятавшихся санкции всё равно настигают, но чуть позже", — считает бизнесмен.
По мнению партнёра адвокатского бюро NSP Сергея Гландина, в данном случае речь идёт не о ликвидации компании, а скорее о реструктуризации.
"Если даже ликвидировать “Полу Райз”, то 20 её судов также находятся под санкциями, а это тяжёлый случай. Даже при изменении их названий семизначный уникальный идентификатор судна в Международной морской организации (IMO) остаётся на всю жизнь. После такого жёсткого обоснования санкций, как за содействие в обходе уже введённых санкций через Турцию, у участников, бенефициаров и иных связанных лиц наверняка начались определённые проблемы с комплаенсом западных и восточных банков и контрагентов. Вот они и решили дистанцироваться от такого актива, что вполне логично", — говорит юрист.
Под занавес 2022 года Виктор Олерский вышел из состава учредителей шлиссельбургского ООО "Озерная верфь", а "Водоход" — из всеволожского ООО "Судостроительная верфь “Речная”". "Озерная" специализируется на строительстве высокоскоростных катеров, "Речная" занимается судоремонтом. До конца прошлого года 26,67% "Озерной" принадлежали Олерскому, а 90% "Речной" — возглавляемому его партнёром Ришатом Багаутдиновым "Водоходу" через одноимённое АО. Сегодня Виктор Олерский владеет долями пяти компаний в Москве, Петербурге и Краснодарском крае. В Петербурге это 33,33% турагентства ООО "Водоход Трэвел Сервисез".
В конце января бывший замминистра зарегистрировал в Москве ООО "Водоходъ. Технологии", специализирующееся на создании программного обеспечения. Лично Олерскому принадлежат там 60%.