Сотрудники и партнёры Wildberries объявили на этой неделе масштабную забастовку, взбудоражив власти всех уровней, при том, что большинство пунктов выдачи заказов продолжали работать. "ДП" выяснил, что это было, из-за чего вспыхнул первый за долгое время неполитический протест и почему он так быстро сошёл на нет.
О предстоящей забастовке стало известно 14 марта. Сотрудники компании и партнёрских пунктов выдачи заказов Wildberries пожаловались на новые штрафы со стороны онлайн-ретейлера. Компания начала вычитать из их зарплат и доходов стоимость бракованных или подменённых товаров, которые вернули покупатели. Недовольные нововведением утверждали, что их долги перед площадкой за считанные дни начали превышать заработки. При этом штрафы часто назначаются "не по адресу", а возможности оспорить взыскания нет.
К забастовке, по данным её инициаторов, присоединились ПВЗ в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, во Владивостоке, в Барнауле, в Чите и Улан-Удэ, а также частично в Москве, Подмосковье и Петербурге. На телеграм-каналы, связанные с акцией, подписались от 8 до 16 тыс. человек.
Лишняя напряжённость
Сначала эту новость мало кто принял всерьёз, в том числе и в руководстве маркетплейса, где первое время вообще отрицали наличие проблемы, а также в среде самих ПВЗ.
В нескольких пунктах выдачи на севере Петербурга корреспонденту "ДП" рассказали, что разделяют недовольство коллег, но лично в протестах участвовать не будут. По их словам, единственным результатом такой акции в их случае будет увольнение. Судя по сообщениям СМИ, такую позицию разделяют во многих ПВЗ Северной столицы.
Но внезапно активный интерес с происходящему проявили чиновники и депутаты. С неожиданной для государственной машины расторопностью они включились в решение спора, который был практически исчерпан спустя четыре дня.
"Конфликт перестал быть внутренним делом маркетплейса. В условиях СВО нам не нужна лишняя социальная напряжённость. Это не только 3500 партнёров компании, но и сотни тысяч людей, которые не получат свои заказы", — заявил депутат Госдумы Дмитрий Гусев, который стал одним из инициаторов переговоров всех заинтересованных сторон.
Коварная оферта
Значительная часть жалоб на штрафы Wildberries приходится на партнёрские пункты выдачи, которые работают по договору оферты. Это не первый конфликт компании, в котором всплывает название такого типа соглашений.
В ноябре 2020 года поставщики маркетплейса пожаловались, что онлайн-ретейлер самостоятельно выставлял скидки на товары даже тех продавцов, кто отказался от участия в маркетинговых акциях. Эти правила также были прописаны в оферте.
"Договор оферты — это, наверное, самый худший из всех возможных вариантов с точки зрения каких-то гарантий для второй стороны. Там можно прописать вообще всё что угодно. Более того, можно изменять условия такого договора в одностороннем порядке. У второй стороны есть только один вариант — согласиться с офертой или нет", — объяснила в беседе с "ДП" старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.
Если исполнитель получает вознаграждение по договору оферты, оно не является зарплатой.
"Если это предусмотрено положениями договора, из суммы вознаграждения могут вычитаться любые штрафы. И сделать здесь тоже ничего нельзя", — констатирует юрист.
"В случае с офертой у нас нет доминанты Трудового кодекса, нас не может проверять на этот счёт трудовая инспекция. Здесь больше действуют нормы антимонопольного законодательства", — отмечает гендиректор юридической компании "Достигация" Артём Баранов.
По его словам, в этом случае проверку должна проводить Федеральная антимонопольная служба — на предмет недобросовестной конкуренции.
"Насколько я знаю, будут обращения в ФАС, чтобы Wildberries проверили на "экологичность" бизнеса. Если ФАС выявит нарушения, она может оштрафовать компанию", — добавляет эксперт.
Чем недовольны сотрудники
Ещё одной обиженной стороной выступают сотрудники ПВЗ, принадлежащих самой Wildberries. Суть их претензий — та же. Им тоже приходится платить из своего кармана за брак и подмену. Но юридически у них другая ситуация.
"Когда сотрудники конкретных точек начинают забастовку, так как у них из зарплат вычитают деньги, включаются нормы Трудового кодекса. По ТК дисциплинарные взыскания запрещены. Недодать какой-то бонус — есть такая юридическая лазейка — это одно. Но когда вы вычитаете у меня из зарплаты штраф, тем более за то, что от меня вообще прямо не зависит, это нарушает трудовое законодательство и грозит серьёзными проверками", — говорит Артём Баранов.
И такие проверки уже инициированы. Положением дел в компании заинтересовались в Минтруда и Генпрокуратуре. Следят за ситуацией и в Минцифры.
Может подключиться и Роспотребнадзор, если эта история заденет потребителей, которые из-за забастовок не получили свой товар, допускает руководитель юридической компании.
Добро пожаловаться в правительство
Партнёры организации могут искать защиты в суде, но перспективы обращения в суд здесь очень сомнительны, говорит старший управляющий партнёр PG Partners Полина Гусятникова. Даже суд не может освободить граждан от обязательств по уже заключённым договорам. Единственный вариант решения проблемы — заключать новые договоры на других условиях, более приемлемых для исполнителя.
Понимают это и сами предприниматели. Менеджеры партнёрских пунктов выдачи заказов призывают своих сторонников писать жалобы в правительство РФ с требованием запретить маркетплейсам менять условия оферты и в одностороннем порядке расторгать договоры с ПВЗ, недовольными ухудшением условий.
"Правительство само не будет выносить никакие постановления, но оно может придать этому процессу динамику. В такой ситуации это совсем иная сила. Так что в правительство пишут не зря, это эффективная история", — комментирует инициативу участников акции Артём Баранов.
По его словам, заставить маркетплейс изменить условия оферты может административный орган власти, например, та же ФАС. Если в Wildberries будут не согласны с решением, его можно обжаловать в суде. Правдоподобным кажется и другой вариант: государство начнёт назначать маркетплейсу денежные санкции, и от потока этих санкций компания добровольно изменит свои условия.
Полина Гусятникова полагает, что компания может пересмотреть условия сотрудничества и в том случае, если партнёры массово будут отказываться от заключения договора оферты.
Пока, по итогам переговоров в Госдуме, Wildberries отменила часть штрафов для пунктов выдачи заказов за подмену товаров и приостановила списание взысканий. Онлайн-ретейлер признал некорректными более 10 тыс. списаний. В компании пообещали разобраться с каждым спорным случаем. В пресс-службе площадки добавили, что система обратной связи с партнёрами и сотрудниками будет обновлена и скорость обмена информацией возрастёт. Также было обещано вновь допустить к работе наказанные за бунт ПВЗ.
Депутаты против "олигополии маркетплейсов"
"Учитывая, какой объём рынка сейчас занимает Wildberries, здесь мы имеем дело с олигополией", — заявил один из участников трёхсторонних переговоров, депутат Госдумы Валерий Гартунг. По его мнению, необходимо "начинать регулировать этот рынок и ограничивать монопольные позиции".
Ситуация с Wildberries может послужить триггером для усовершенствований законодательства, уверены и опрошенные "ДП" эксперты.
"Могут появиться и законодательные новеллы, просто потому что рынок маркетплейсов развивается семимильными шагами и никакими специальными законами не регулируется. Только общими нормами Гражданского кодекса и подзаконными актами, из них вычленяют те или иные положения, которые можно применить к маркетплейсам", — согласен Артём Баранов.
Депутаты-переговорщики уже пообещали, что подготовят соответствующий законопроект. Если успеют, его внесут в пятый антимонопольный пакет, который Дума рассмотрит 23 марта.
"Конфликт Wildberries и его партнёров не только взбудоражил общество, но ещё и вскрыл большие пробелы в законодательстве. И касаются они не только отдельного цифрового гиганта", — резюмировал справедливоросс Дмитрий Гусев.