Новые требования к маркировке товаров перестали пугать бизнесменов

Автор фото: ТАСС

Рынок успел адаптироваться и подготовиться.

С 1 марта вступили в силу несколько новых законодательных норм, касающихся обязательной маркировки товаров. Следующая порция ожидает бизнес через месяц. На продукцию, которая попадает под требования о маркировке, размещается двумерный штрихкод Data Matrix, который кодирует информацию о товаре и производителе. Оператором системы мониторинга является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Проверка на складах

С сегодняшнего дня маркетплейсы должны передавать сведения в систему "Честный знак" при продаже товаров со своего склада. За продажу контрафактной продукции онлайн–площадки будут нести ответственность. Напомним: ранее ответственность за маркировку товаров несли продавцы, а маркетплейсы как агенты участвовали косвенно и были не обязаны сканировать коды и передавать информацию в единую систему.
В пресс–службе "Честного знака" считают, что дополнительный контроль пойдёт на пользу как бизнесу, так и потребителям. "Некоторые маркетплейсы пользовались пробелом в законодательстве и выдавали себя за курьерские компании, оказывающие исключительно логистические услуги. Из–за этого недобросовестные игроки с помощью лазейки реализовывали через маркетплейсы немаркированные товары неизвестного происхождения", — утверждают там. Для исполнения новых требований онлайн–площадки должны осуществлять контроль над соблюдением требований маркировки со стороны своих поставщиков. "При этом маркировка встраивается в текущие бизнес–процессы и не скажется на ценах, так как большинство крупных игроков уже соблюдают все требования", — комментируют в "Честном знаке".

Не утечёт от надзора

Следующая новелла касается бутилированной воды. Если до 1 марта кассиры в магазинах могли продавать её, не сканируя коды, то теперь делать это нужно обязательно. Касса с этого дня пробивает чек и передаёт информацию в "Честный знак".
По мнению экспертов, передача сведений о розничной реализации упакованной воды, по опыту других товарных групп, не должна вызвать трудностей. "Часто на кассе вместе с бутилированной водой уже пробивается маркированная продукция, например молочная или табачная. В этом случае готовность бизнеса к началу сканирования бутилированной воды может доходить до 100% в зависимости от применяемого магазином кассового и учётного ПО. Кроме того, здесь уже действует маркировка от производителя — электронный документооборот применяется с ноября", — указывает Андрей Ананьев, руководитель направления маркировки и ЭДО компании "Платформа ОФД".
По данным "Эвотора", на конец февраля около 73% несетевой розницы, торгующей упакованной водой, было уже готово к маркировке. В Петербурге — только 62%.

Дым для бюджета

Началась регистрация в системе маркировки среди оптовых и розничных компаний, занимающихся оборотом электронных средств доставки никотина (вейпов) и жидкостей для них. Эксперимент по маркировке электронных сигарет проводился с февраля 2022 года, а в декабре она стала обязательной. С 1 марта ретейлеры должны подавать заявки на регистрацию никотинсодержащей и безникотиновой продукции в информационной системе мониторинга.
К началу этой процедуры рынок готов, считает директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям "БАТ" Олег Барвин. Он отмечает, что положительную роль в этом сыграла цифровая маркировка для табачной продукции, ставшая обязательной в 2020 году и позволившая многим участникам рынка подготовиться и отладить процессы. "Хочу отметить важность обеспечения скорейшего выбытия из оборота немаркированной продукции или её маркировки участниками оборота. Система прослеживаемости сможет полноценно заработать только после того, как оборот немаркированной продукции будет запрещён. Для установления необходимой прозрачности рынка важен контроль исполнения введённых мер. Это особенно актуально в условиях существующего моратория на проверки бизнеса, усложняющего работу правоохранительных органов", — говорит он.
Менеджер по направлению маркировки IT–компании "Эвотор" Зинаида Цветкова отмечает, что магазины, торгующие никотинсодержащими жидкостями и электронными системами доставки никотина, более чем на 80% совпадают с торгующими сигаретами и альтернативным табаком, где маркировка уже внедрена. Так что для продавцов это новшество приведёт просто к увеличению числа маркированных товаров.
По мнению представителей "Честного знака", маркировка создаёт источники пополнения бюджета за счёт обеления отраслей. В табаке, например, в целом по РФ она помогла нарастить поступление акцизов с 563,2 млрд рублей в 2019 году до 684,7 млрд рублей в 2021–м. Недополученные акцизы уменьшились со 103 млрд до 86,6 млрд рублей в год. Суммарно государство получило дополнительно более 36 млрд рублей.

Губит не пиво

Скоро дойдёт очередь и до регистрации в системе маркировки пивоваренных предприятий. Обязательная цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков начнётся 1 апреля 2023 года. Причём это станет возможным благодаря интеграции ЕГАИС и "Честного знака". То есть зарегистрироваться в системе смогут только те участники рынка, которые уже подключены к ЕГАИС.
Пивоваренные компании постепенно подключаются к системе, до окончания сроков регистрации и старта вступления в силу новых требований у участников рынка остаётся месяц. В "Честном знаке" указывают, что для производителей пива и слабоалкогольных напитков были предусмотрены две меры поддержки: рассрочка на оборудование для маркировки на 3 года без оплаты в первый год, а также компенсация 50% расходов для малых и средних компаний, выпускающих до 300 тыс. декалитров продукции в год.
Как рассказали "ДП" в Ассоциации производителей пива (АПП), в настоящее время в компаниях продолжаются тестовые испытания оборудования для поиска различных технических решений, которые позволят выбрать наиболее эффективный и наименее затратный вариант нанесения маркировки. Это должно помочь свести к минимуму повышение себестоимости и удорожание продукции для конечного потребителя. Однако проблемы, решение которых требует времени, всё ещё остаются. "АПП по–прежнему считает, что маркировка как мера регулирования рынка — излишняя и создающая значительную нагрузку на бизнес. Тем не менее, принимая решение об участии в эксперименте, мы исходили прежде всего из понимания неизбежности маркировки и необходимости подготовки к ней во избежание негативного влияния на бизнес–процессы. Для повышения прозрачности рынка необходимо повышать эффективность контроля исполнения требований", — говорят в АПП.