Разобраться в себе: рынку психологических услуг недостаёт регулирования

Автор фото: Ермохин Сергей

Рынок психологических услуг бурно развивается, но нуждается в государственном регулировании.

За последние годы как в Петербурге, так и в целом по России значительно вырос спрос на услуги специалистов психологического профиля. Однако даже на волне подъёма всеобщего интереса к консультированию законодатели не торопятся принять закон о регулировании качества подготовки и определении компетентности психологов и психотерапевтов. В результате пациенты порой тратят десятки тысяч рублей на услуги некомпетентных специалистов, не получая никакой реальной помощи в решении своих проблем.

На кого нарвёшься

По подсчётам Atsearch Group и "СберЗдоровья", в 2022 году 34% российских компаний нанимали психологов для поддержки ментального здоровья своих сотрудников. В частности, доля контрактов со "СберЗдоровьем", включающих в себя психологическую помощь, с начала года выросла в 4 раза. В связи с этим растёт и число вакансий для психологов, предлагаемых не только медицинскими организациями, но и компаниями из IT–сферы, финансового сектора, работодателями из области маркетинга, а также фирмами, специализирующимися на предоставлении услуг для бизнеса.
По данным пресс–службы hh.ru Северо–Запад, с января по ноябрь 2022 года в России было открыто более 5,5 тыс. вакансий для психологов, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший спрос на специалистов психологического профиля зафиксирован в Петербурге: число вакансий для психологов в Северной столице составляет 69% от общего объёма предложений в СЗФО.
При этом в 2022 году около 60 тыс. россиян разместили или обновили резюме психологов, что говорит о достаточно высокой конкуренции за рабочие места в этом сегменте. По подсчётам hh.ru Северо–Запад, в настоящий момент она составляет более 10 резюме на одну вакансию. Впрочем, как правило, проблем с трудоустройством у психологов нет. Помимо должности штатного психолога в той или иной компании можно получить работу, используя различные онлайн–сервисы по подбору психолога. К числу подобных наиболее популярных площадок можно отнести такие платформы, как YouTalk, Alter, B17, "Ясно", Zigmund.Online, "Мета".
Однако большинство клинических психологов и психотерапевтов, привыкших работать с пациентом "лицом к лицу", часто не могут удержаться от скептических высказываний в адрес таких платформ. "Я бы мог их сравнить с сервисами такси. То есть по факту сервис не отвечает за ваш результат, его главная цель — свести клиента с исполнителем и получить за это свой процент", — считает Алексей Шипица, врач–психотерапевт медицинского холдинга "Первая семейная клиника Петербурга".
При этом эксперты признают, что у ведущих онлайн–платформ достаточно строгие критерии отбора специалистов. "Сам я не работал с подобными сервисами, если не считать сайт В17, где у всех терапевтов есть как минимум подтверждённое психологическое образование. Об остальных сервисах я могу судить по опыту своих коллег: наиболее известные сервисы набора психотерапевтов, такие, например, как Zigmund.Online и “Мета”, выставляют достаточно серьёзные требования к квалификации специалиста. И там риск попасть к непрофессионалу по крайней мере несколько ниже, чем при самостоятельном поиске в интернете", — уверен Алексей Шестаков, член Ассоциации когнитивно–поведенческой психотерапии (АКПП).
При выборе специалиста эксперты не рекомендуют ориентироваться исключительно на стоимость сеанса. "Парадигма соотнесения цены — качества важна, но не абсолютна. Конечно, высококлассный специалист с хорошим образованием и развитой практикой устанавливает более высокую стоимость за приём, так как ему самому пришлось вложить немалые средства в свою профессиональную подготовку. Но это не значит, что молодые талантливые специалисты не могут нарабатывать клиническую практику, привлекая пациентов доступной ценой приёма. Равно как и не означает, что цена с четырьмя–пятью нулями после цифры гарантирует, что сверхдорогой “гуру” чем–то поможет пациенту, кроме удовлетворения его потребности выбрать самую “эксклюзивную” услугу", — поясняет Олеся Толстухина, клинический психолог медтехкомпании "Доктор рядом".

Нужен закон

Проблема отсутствия единых стандартов организации психологической помощи населению и регулирования деятельности специалистов психологического профиля уже не один десяток лет муссируется на разных уровнях. Однако, по словам Алексея Шипицы, закон о регулировании качества подготовки и определении компетентности психологов и психотерапевтов на данный момент существует только в проекте. В связи с этим достоверно определить компетентность конкретного специалиста бывает достаточно сложно.
"В Европе, например, за уровнем подготовки следит профессиональная ассоциация, к которой принадлежит специалист. А у нас нет чётких границ того, что такое психологическое консультирование, что такое психотерапия. У пациентов возникает путаница, с какой проблемой к кому обращаться", — подчёркивает эксперт.
Между тем разница между психологом и психотерапевтом принципиальна. Как рассказал Денис Федоряка, супервизор Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Российской психотерапевтической ассоциации, прежде всего она состоит в том, что клинический психолог — это специалист с базовым образованием психолога. А психотерапевт — с базовым медицинским образованием.
"То есть у врача–психотерапевта обязательно должен быть диплом медицинского вуза по специальности “лечебное дело”, сертификат (ординатура или интернатура) по психиатрии, сертификат (переподготовка) по психотерапии. Это минимум документов, остальные дополнительные", — поясняет он.

Успеть за 60 минут

Клинический же психолог врачом не является, поэтому, по словам Алексея Шипицы, он не может ставить диагнозов и назначать фармакологию. "Клинический психолог — это специалист по “душевным разговорам”, который, исходя из той техники, которой обучился, помогает пациенту наладить контакт с самим собой и с окружающей действительностью", — уточняет Олеся Толстухина.
Несмотря на это, при удачном стечении обстоятельств заработать психолог может значительно больше, нежели врач–психотерапевт. По данным портала prodoctorov.ru, стоимость первичного приёма психотерпевта находится в диапазоне от 1210 до 25 тыс. рублей за час работы. В то время как цены на услуги психологов стартуют от 1700 рублей и достигают 50 тыс. рублей за час. При этом для избавления от панических атак требуется в среднем 12 сессий, лечение депрессии требует от восьми до 16 сессий, проблемы с тревожными состояниями решаются в среднем не менее чем за 24 сессии.
По словам Анастасии Корнеевой, психолога онлайн–платформы "Грань.рф", теоретически у любого человека есть возможность посетить психотерапевта или психолога в рамках ОМС.
"Но надо понимать, что количество сессий будет ограничено и их время тоже (как правило, в поликлинике приём психолога длится меньше). Чаще всего полноценно пройти курс психотерапии можно в рамках ДМС, если работодатель даёт такую возможность", — говорит она.