Доплати и живи спокойно: в Петербурге резко выросли объёмы доначисленных налогов

По итогам года ФНС побьёт в Петербурге рекорд по доначисленным налогам и пени. За 9 месяцев 2022 года после камеральных и выездных проверок совокупно начислено в 2,4 раза больше, чем за весь 2021 год, и в 3,4 раза — чем за 2020–й.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в январе–сентябре в Петербурге после камеральных проверок дополнительно начислено к уплате 2,87 млрд рублей, после выездных проверок — ещё 26,2 млрд. По итогам 2021 года суммы были существенно ниже — 1,4 млрд и 10,9 млрд.
Примечательно, что по Москве доначисленные суммы выросли в 2,1 и 2,4 раза соответственно. В Ленинградской области, вероятно из–за выявленного нарушения у одного крупного налогоплательщика после выездной проверки в 2021 году, фактические сборы в 2022–м сократились в 1,8 раза. Но доначисления после камеральных проверок выросли в 3,4 раза.
Наступивший год для бизнеса станет ещё тяжелее: тренд на увеличение числа проверок и выявленных ошибок, похоже, продолжается. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов признаёт, что с начала года ему уже поступило несколько обращений от предпринимателей по налоговым доначислениям. "Благодаря налаженному конструктивному взаимодействию с управлением ФНС по Санкт–Петербургу мы их оперативно рассматриваем", — добавляет бизнес–омбудсмен.

Взять помалу, но с большинства

Камеральная проверка проводится на соответствие сведений, указанных в декларации, тем данным, которыми обладает сама ФНС. Один из налоговых экспертов приводит несколько примеров. Скажем, работодатель на условном кадровом ресурсе HeadHunter публикует объявление о поиске сотрудника с окладом 70 тыс. рублей, а по факту отчитывается о доходах нового работника в 30 тыс. Или на условном Avito продаёт автомобиль фирмы за большую цену, чем потом отразит в бухгалтерии.
"Эти и множество других разночтений приводят к налогам, которые показались ФНС недоплаченными. И к рассылке информационно–претензионных “писем счастья”. Если их проигнорировать, то можно готовиться к другой, более строгой карательной мере", — рассказывает собеседник "ДП". Вторым шагом как раз и являются выездные проверки: они проводятся по месту нахождения бизнеса.
Впрочем, число таких проверок пока незначительно. За указанный период ФНС выезжала к физическому лицу — жителю Петербурга — всего один раз. И 263 раза — к бизнесу. Негласно считается, что налоговики едут только тогда, когда уверены в своей правоте, и туда, где могут получить впечатляющий результат. Если посчитать эффективность доначисления выплат по Петербургу от камеральных и выездных проверок в рублёвом эквиваленте, то средняя доплата по ним составила 35 тыс. и 105 млн рублей соответственно.
При этом выездная с точки зрения налоговиков является высокоэффективной, а для бизнеса — самой страшной. Видно это и из других цифр: при камеральных проверках выявляются нарушения в 3–4% случаев, при выездных — уже в 95–100%. Может быть, именно поэтому их количество по Петербургу выросло более чем в 2,5 раза, даже если сравнивать данные за весь 2021 год и 9 месяцев 2022–го. И в IV квартале количество проверок традиционно возрастает.
Столь резкий рост опрошенные "ДП" эксперты связывают с отменой мораториев (сперва — ковидное ограничение, затем — вводимые из–за СВО). Но негласно объясняют и попытками добиться повышения поступлений в бюджеты всех уровней. А они становятся всё более дефицитными.
Бизнес стал почти совсем прозрачен: как говорят собеседники "ДП", наличный оборот полностью "закрылся", ОФД (оператор фискальных данных) передаёт сведения о каждой продаже в налоговые органы, которые затем сопоставляют их с объёмом задекларированной выручки). А НДС выведен из серой зоны через электронный документооборот.
К сожалению, ФНС не показывает, по какому конкретно сбору растут доначисления после проверок — по НДС (поступает в федеральный бюджет), по налогу на прибыль организаций (2% в федеральный и 18% в региональный) или НДФЛ (в региональный и муниципальный). Излишки 29 млрд рублей с точки зрения фискальной нагрузки на бизнес несопоставимы с объёмом уже выплаченных налогов. Так, только НДФЛ на 1 декабря 2022 года в петербургскую казну было перечислено 338 млрд, налога на прибыль — 448 млрд. Но если будет дана установка сохранять темп роста сборов, то проверкам начнут подвергаться уже не только крупнейшие компании, но и малый бизнес.

Вкалывают роботы

Косвенно "помогать" совершать ошибки, за которые потом налоговая применяет санкции за недоимку, могут и разнообразные онлайн–сервисы по ведению бухгалтерской отчётности, а также платформа для самозанятых. В большинстве случаев ими пользуются индивидуальные предприниматели и малый бизнес, не обладающие знаниями в бухгалтерии. Так, сервисы в автоматическом режиме только на основе движения денег по банковскому счёту автоматически рассчитывают суммы налога к уплате. Часть предпринимателей полностью доверяют автоматике, что при камеральной проверке приводит к выявлению недоплат. Например, любой возврат денег за покупку (бизнесмен приобрёл билеты на поезд в командировку, которая затем отменилась) сервисы считают как поступление, которое также облагается налогом. "С самозанятыми ещё веселее. Не все до конца осознают, что от них требуется личное дополнительное действие, но это их персональная ответственность и ошибки", — говорит собеседник "ДП", эксперт по бухгалтерскому учёту. Сами представители онлайн–сервисов не согласны, что из–за них растёт число ошибок.
"Наращивание темпов автоматизации вполне оправданно, наш сервис интернет–бухгалтерии достаточно умный, чтобы отличать реальные поступления от возврата денег, комиссий или кешбэка, — отмечает Алексей Третьяков, эксперт “Контур.Эльбы”. — Даже при совмещении УСН и патента можно настроить учёт платежей в том налоге, по которому идут основные доходы. При этом интеграция с банком освобождает массу времени".
По его словам, иногда приходится вносить правки в ручном режиме. Но это редкость и касается не каждого предпринимателя. "И это мы говорим только о работе с банком. А ведь в бухгалтерии ещё много всего: отчёты, налоги, документы и кадровый учёт. Профит от автоматизации в данном случае очевиден", — убеждён Третьяков.

Можно и в суд

Минувший год показал ещё один интересный тренд: доначисления состоят из налогов, а также из штрафов и пени. Доля налогов в общем объёме сборов возрастает: если в 2020 году в Петербурге на штрафные санкции приходилось 44%, то в 2022–м — уже 31%. Получается, что бизнес или начинает договариваться с налоговиками, или успевает выплатить все доначисленные суммы до назначения санкций. Возможен и третий вариант — перестаёт бояться судиться с государственным органом.
Число судебных споров действительно растёт: в Петербурге — в 2,5 раза, в Москве — в 1,5. Можно предположить, что число досудебных урегулирований также кратно увеличивается. В размер цены налогового спора всегда входит сумма доначисленных налогов и пени. Штрафы применяются только в том случае, если в действиях налогоплательщика имеется состав административного правонарушения.
"Вместе с тем на практике ФНС часто ошибается при начислении пени и включает в расчёт те периоды, которые по закону должны исключаться. Но верный расчёт пени поможет бизнесу снизить её размер в досудебном порядке, — говорит Яна Кириллова, старший юрист практики разрешения споров юридической компании “ССП–Консалт”. — Отдельно можно выделить случаи снижения, связанные с УСН. Если по итогам налогового периода авансовые платежи превышают сумму исчисленного налога, то пени, начисленные за неуплату таких авансовых платежей, соразмерно уменьшают".
ФНС поступательно переходит на цифровизацию всех контрольно–надзорных процессов. Это позволяет налоговым инспекторам в короткие сроки выяснить суть той или иной особенности деятельности налогоплательщика. Вместе с этим за 2 года пандемии коронавируса предприниматели научились работать также и с банками в рамках получения мер государственной поддержки. Подтверждение статуса получателя таких мер, а также обоснование использования полученной поддержки зачастую требовало от предпринимателей таких же или даже больших трудозатрат по сравнению с налоговыми проверками. Кроме того, установленный правительством РФ в 2022 году мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса не затронул меры налогового контроля, поэтому предприниматели и в прошлом, и в этом году готовы к визиту налоговых инспекторов. Нельзя не отметить и шаги ФНС в сторону повышения открытости. Всё чаще мы видим готовность руководства службы принимать участие в мероприятиях. Один из примеров — прошедший недавно Петербургский налоговый форум, на котором в режиме открытого диалога с предпринимателями вырабатывались эффективные и действенные решения наиболее актуальных вопросов взаимодействия с бизнесом.
Дмитрий Панов
председатель Санкт–Петербургского регионального отделения "Деловой России"
Стоит отметить, что, несмотря на различные послабления со стороны государства для отдельных отраслей бизнеса, предоставленные в связи с действиями недружественных государств, связанными с проведением специальной военной операции, проведение выездных налоговых проверок ФНС РФ не приостановила. Если камеральные налоговые проверки проводятся на основании поданных бизнесом налоговых деклараций и заявлений, то инициатором выездных налоговых проверок является сама ФНС, соответственно, количество проверок находится исключительно в её руках. В связи с действиями недружественных государств по ограничению поставок энергоносителей и, как следствие, уменьшением поступлений налогов в бюджет, а также увеличением расходов из–за проведения СВО одной из главных задач государства в 2023 году может стать обеспечение доходной части бюджета. Одним из источников для пополнения опустевших резервов и фондов является взыскание налогов, доначисленных по результатам выездных налоговых проверок. 2022 год стал непростым для бизнеса, поскольку суммы доначислений по результатам выездных налоговых проверок по сравнению с 2021 годом возросли более чем в 2 раза. С учётом политической ситуации в мире представляется возможным сделать вывод о том, что тенденция сохранится в 2023 году.
Инна Иванова
руководитель направления "Разрешение налоговых споров" компании "Лемчик, Крупский и партнёры"
Что касается увеличения сбора налогов, возможно несколько факторов. Благодаря цифровизации налоговая видит каждую транзакцию. Кроме того, с инфляцией растёт и налогооблагаемая база. Также изменения связаны с реформой контрольно–надзорной деятельности. Количество проверок зависит от категории рисков, к которой относится деятельность организаций. Есть бизнесы, где они низкие, их проверяют реже, соответственно, организации с высоким риском — чаще.
Игорь Прошков
директор ООО "Аудиторская компания. Городской центр экспертиз"
Идёт укрупнение налоговых инспекций, и их численный состав сокращается. Но снижение числа выездных проверок в прошлые годы было связано с другим фактом: частично действовали отдельные моратории на проведение проверок. Также если выявлены основания для проверки (а сейчас налоговая легко перепроверяет факты из множества источников), то первоначально предприниматель будет проинформирован о возможном нарушении. И уже сам для себя решает, как поступать — дождаться инспектора или предвосхитить его визит, согласившись с суммой, указанной в информационных письмах.
Наталия Чепик
директор по аудиту Центра налоговых экспертиз и аудита