В цифрах не значится: развитие "Умного города" в Петербурге отстаёт от Москвы

Петербург продолжает отставать от Москвы в разработке и реализации систем "Умного города". Мешает недостаток финансирования, а также оторванность от реальных потребностей горожан и бизнеса.

В начале 2021 года "ДП" писал, что программа "Умный город" в Петербурге пошла с некоторым отклонением от первоначального плана и акцент сместился на федеральную программу "Цифровая экономика". Спустя 2 года упоминание петербургского "Умного города" практически полностью исчезло из заголовков СМИ, пропали новости о новых проектах и разработках в рамках программы. Понять, что именно сейчас делается и делается ли, для того чтобы городская инфраструктура "поумнела", становится всё труднее.

Непрозрачная стратегия

В середине 2021 года губернатор Петербурга Александр Беглов подписал "Стратегию цифровой трансформации", на которую планировалось с 2022 по 2024 год потратить около 15,5 млрд рублей. Именно на это направление администрация города, похоже, теперь и делает упор. Среди задач, которые обозначены в документе, значится, например, формирование платформы цифрового ЖКХ на базе модернизированной ГИС ЖКХ, создание платформы региональной контрольно–надзорной деятельности в сфере экологии, создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ, цифровая трансформация промышленности, а также цифровизация в образовании и спорте.
По сообщениям вице–губернатора Станислава Казарина, в 2022 году в рамках стратегии было потрачено около 3 млрд рублей. В частности, запущена экосистема городских сервисов, которая включает в себя приложения от государственных и сторонних разработчиков. Приложения сгруппированы по восьми основным направлениям: "Я родитель" (записи в кружки и секции, электронный дневник), "Я за рулём" (оплата и поиск парковок), "Я здесь живу" (работа служб ЖКХ, оплата квитанций) и т. д. Также был запущен проект по развитию городской системы фиксации нарушений ПДД с помощью камер "Безопасный город".
Как сообщили "ДП" в комитете по информатизации и связи, в 2023 году Смольный хочет потратить в рамках стратегии 1,55 млрд рублей. Деньги, в частности, собираются потратить на разработку около 20 цифровых сервисов по следующим направлениям: экология, транспорт, коммунальная инфраструктура, образование и др.
"Планируется создание цифровой модели автомобильных дорог общего пользования регионального значения, создание единого цифрового помощника для граждан, обращающихся по голосовым каналам, для всех комитетов, служб, инспекций и управлений. В подсистеме “Портал “Архивы Санкт Петербурга” появится возможность оплаты запросов пользователей, поиск по тематическим базам данных. Также создадут электронный дневник для колледжей, систему контроля качества уборки автомобильных дорог общего пользования. Одним из самых масштабных комплексных инфраструктурных проектов является “Умный двор”. Он предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений в центр обработки и хранения данных от управляемых устройств мониторинга, размещённых на входах в парадные почти 6 тыс. жилых домов в 18 районах города, а также предоставление Wi–Fi жителям", — рассказали в КИС.

Сколько стоит цифра

Однако понять, сколько конкретно город собирается потратить "на цифру" по каждому из направлений в 2023 году, сложно. Финансирование стратегии предусматривается в рамках государственных программ по развитию здравоохранения, образования, промышленности, транспорта, поддержки граждан и повышению эффективности госуправления. В принятом городском бюджете не обозначено, сколько из общего объёма средств по каждой из программ будет направлено конкретно на цифровизацию. Отдельной государственной программы "по цифре", как в Москве, в Петербурге нет. В документах только точно прописано выделение средств на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ, которое значится в целях Стратегии цифровой трансформации, траты на "Безопасный город" и создание "умных" спортплощадок. Также в бюджете попросту нет упоминания стратегии как таковой, хотя в презентации "Бюджет для граждан" цифровая трансформация значится как одна из заявленных целей.
Тем временем в московском бюджете делается акцент именно на том, сколько средств будет выделено на создание и введение цифровых технологий в отдельных сферах.

Мы не догоним

По последнему опубликованному Минстроем рейтингу IQ городов, оценивающему их цифровизацию в рамках "Умного города", Петербург занял второе место. Город набрал 98,13 балла, уступив Москве со 117,16 балла из 120 возможных. Каждый город оценивался по 47 показателям в 10 направлениях: инновации для городской среды, "умное" ЖКХ, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности и т. д. Учитывая, что в предыдущем рейтинге, за 2020 год, разрыв был больше (103,25 у Москвы и 55,81 у Петербурга), рост можно назвать колоссальным. В Смольном, комментируя итоги рейтинга, отметили, что результаты обусловлены планомерной работой над реализацией мероприятий проекта "Умный город" по приоритетным направлениям. "Внедряются передовые цифровые и инженерные решения в городскую инфраструктуру, развиваются интеллектуальные системы управления общественным транспортом, электронные сервисы для населения", — сообщили "ДП" в пресс–службе администрации города. Рейтинга по итогам 2022 года, скорее всего, придётся ждать ещё как минимум полгода.
Эксперты отмечают, что между цифровым развитием Москвы и Петербурга ощущается разница и она всё ещё весома. Андрей Логинов, руководитель комитета РУССОФТ по "Умному городу", технический директор "А7 Системы", называет несколько причин: разный объём финансирования, разные способности достигать результатов и организовывать работу. Он обращает внимание на то, что "Умный город" включает не только IT, но и энергетику, транспорт, медицину, ЖКХ. И строился он в 2022 году не на пустом месте, а развивается на сделанном ранее. Если всё в этом направлении не было в отличном состоянии в прошлом, то сейчас вырваться Петербургу в лидеры будет сложновато. При этом оценку Минстроя он видит несколько завышенной: "Москва — 117 баллов, Петербург — 98 баллов из 120, то есть уверенные 5 и 4. А смотришь оценки жителями приложений “Умного города” на Google Play и видишь, что пользователи оценили приложение “Наша Москва” в 1,9 балла, приложение “Наш Санкт–Петербург” в 1,7 балла из пяти. Разрыв в оценке горожанами и Минстроем налицо".

Поставить на автомат

Андрей Гук, генеральный директор ОБИТ, замечает, что Москва исторически находится в авангарде инноваций практически по всем направлениям по вполне объективным причинам. Статус столицы обязывает задавать тренды для целой страны. Несмотря на довольно сильные позиции в IT, ещё в 2021 году Петербург, по оценке Минстроя, отставал от Москвы по каждому из 10 направлений цифровой трансформации городского хозяйства. Причём, например, в направлении городского управления — незначительно, а в направлении инфраструктуры сетей связи — с большим отрывом.
"Если мы посмотрим на объективные показатели — такие как количество камер видеонаблюдения, наличие автоматизированных систем контроля за выполнением работ дорожной и коммунальной техникой или систем интеллектуального учёта коммунальных ресурсов, — то разрыв становится очевидным. Уверен, что Минстрой поделится с городом детальной информацией о результатах своей оценки и, опираясь на неё, будут приняты корректирующие меры. В то же время, как участник IT– и телеком–рынка, мы не можем не обратить внимание на необходимость более активного развития систем безопасности в городе, продолжения либерализации доступа к инфраструктуре для операторов связи, активной поддержки инвестиций в сферу цифровой трансформации городского хозяйства, более активного привлечения локальных игроков", — подчёркивает он.
Александр Васильев, руководитель отдела R&D компании "Комфортел", считает, что в ближайшие годы у Петербурга есть возможность сократить разрыв в направлении "Безопасный город" за счёт альтернативных подходов к видеонаблюдению. Но что касается остальных областей — тут Москва ещё долго будет оставаться впереди.
"Автоматизация не должна быть ради автоматизации. Сейчас усилия в основном прикладываются в сторону безопасного города (внедрения камер) и расширения госуслуг. Также внимание уделяется отдельным приложениям, которые позволяют горожанам упростить офлайн–быт за счёт технологий, — например, оплату парковки и оформление страховых случаев через приложение на месте. Со стороны всё это выглядит как отдельные разрозненные попытки автоматизации в областях, в которых есть финансовый поток. Несмотря на заявленные проекты, нет ощущения продуманности на государственном уровне. Выглядит как реализация частных инициатив", — резюмирует эксперт.
Можно сказать, что нынешняя экономическая ситуация препятствует автоматизации городов. Но я считаю, что этот перерыв может оказаться полезным, потому что вопрос, что значит цифровизация, остаётся открытым. У таких технологий есть две стороны применения. С одной стороны, есть технологии, помогающие населению в обыденной жизни. Например, в аэропорту Хельсинки уже не нужен человек, чтобы зарегистрировать багаж пассажира, — всё целиком сделает техника. Но есть и технологии, созданные для контроля населения. Система распознавания лиц может использоваться как для невинных целей — для оплаты проезда в метро, так и для распознавания митингующих полицией и их дальнейшего задержания. Возможна масса негативных последствий, ведь все слышали про социальные рейтинги в Китае. Здесь возможно навязать любую модель поведения, не всегда высокоморальную с общечеловеческой точки зрения. Любая городская цифровизация — это в некотором роде тоталитаризм. Ты всегда находишься под контролем. Краеугольный вопрос для человечества, как этот контроль использовать: для оптимального использования инфраструктуры или для подавления свободы. Поэтому мне кажется, что с цифровизацией не стоит спешить. Лучше семь раз отмерить, а потом ещё семь раз отмерить. И, возможно, даже потом не нужно будет резать.
Мария Элькина
архитектурный критик
Наложенные санкции, с одной стороны, усилили и ускорили цифровую трансформацию в нашей стране. И чтобы не потерять возможность независимого развития цифровизации городов, нам необходимо перестроить многие процессы. С другой — в городах, в том числе в Москве и Петербурге, уже внедрено огромное количество информационных систем и цифровых сервисов, которые также должны адаптироваться к новым условиям. Это говорит о том, что внедрение новых цифровых технологий "посевным методом" сейчас неактуально. Вместе с тем всё ярче проявляется переход к "осознанной" цифровизации, когда внимание сосредоточено на наиболее востребованных задачах. То есть меньше стали говорить про цифровизацию ради цифровизации. Цифровизация Петербурга и Москвы реализуется по принципиально разным моделям. Петербург, на мой взгляд, больше соответствует облику цифровой столицы. Наш город опирается в основном на свои цифровые технологии и информационные системы. Практически все разработчики городских инструментов находятся в Петербурге. При этом петербургские цифровые решения нередко тиражируют и в другие регионы. Цифровизация в Москве больше носит характер испытательного полигона. Внедряемые там решения часто более технологичны, однако, как правило, их редко можно "перенести" в другие регионы, если они сразу не разрабатываются с этой целью.
Сергей Митягин
директор Института дизайна и урбанистики ИТМО
Москва больше соответствует облику цифровой столицы, чем Петербург. Петербург застрял на уровне обработки big data и развёртки базовых сетей датчиков, крайне мало интегративности. Его отличает архаичная культура принятия и выработки решений на административном уровне. К big data запрос только в стиле "покажите нам картину, а мы уж сами (привычным нам образом) примем наши решения". Максимум глубины охвата подобных решений — возможность оплаты банковскими картами в общественном транспорте при супернепонятной схеме тарифов и супервитиеватых же способах доступа к ним. В Москве по формальным признакам наблюдается большая глубина интегративности. Чего стоит хотя бы технология распознавания лиц для оплаты проезда в метро. Города всё больше и больше становятся сложной системой управления. И не столько в плане управления инфраструктурами, сколько в конструировании социокультурного ландшафта. Города теперь вовсе не инструмент базовой обеспеченности, а инструмент производства такого, чему даже пока названия ещё нет, но без чего нам точно не обойтись в ближайшей перспективе. Цифровизации отводится роль высвободить способность человека создавать от рутинных функций, уподобляющих его механизмам. Однако Москва и Петербург отстали в этом плане от мировых лидеров лет на двадцать.
Данияр Юсупов
управляющий партнёр бюро средового проектирования unit4.io