Культурно отдохнули: петербуржцы на каникулах ходили в музеи вместо ресторанов

Автор фото: Ковалев Петр
Очередь в Эрмитаж.

Новогодние каникулы не принесли сверхприбылей сфере общественного питания и торговым центрам. Вместо шопинга и посиделок в ресторанах петербуржцы предпочли отправиться на выставки, в театры и кино.

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), в праздники Петербург посетило более 1 млн туристов, что на 7% больше, чем за тот же период в 2022 году. Несмотря на то что в новогодние каникулы в Петербург приехало столько туристов, заведения общепита и торговые центры всё равно не досчитались посетителей. По сравнению с январём 2022 года трафик снизился. А ведь год назад ещё действовали коронавирусные ограничения — вход в рестораны и бары был возможен только по QR–кодам, что негативно влияло на посещаемость. Казалось бы, с учётом эффекта низкой базы нарастить показатели в нынешнем январе было несложной задачей. Но реальность оказалась суровее.

Средний чек не показатель

Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что количество заказов в заведениях общепита Петербурга за неделю праздничных выходных 2023 года было ниже аналогичного периода 2022 года на 10%. При этом средний чек снизился на 6%, а общая выручка в итоге — на 8%.
"Важным фактором, ограничивающим рост рынка общественного питания на протяжении большей части ушедшего года, включая декабрь, а также в начале 2023 года, выступило снижение покупательной способности населения. Это привело к переходу потенциальных потребителей к сберегательной модели поведения, в рамках которой, как правило, сокращаются траты на все продукты и услуги, не входящие в список первой необходимости. Однако при этом в сравнении со среднедневным показателем за 2022 год количество заказов на постновогодней неделе оказалось на 15% выше, средний чек — на 13%, а выручка — на 31%", — говорит эксперт. На это в том числе повлиял фактор сезонности: показатели конца декабря и первых дней года всегда, как правило, выше показателей значительной части других периодов года. Кроме того, на отток посетителей дополнительно могла повлиять эпидемия гриппа — многие петербуржцы, заболевшие накануне Нового года, просто физически не имели возможности ходить по ресторанам или ТРЦ.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев рассказал, что в их заведении посещаемость в праздники была довольно высокой, но всё же ниже на 13%, чем в аналогичный период прошлого года. При этом средний чек вырос на 11%, но это скорее связано с нововведениями в меню. Он отмечает, что туристов приехало меньше, чем годом ранее, вероятно потому, что открылось гораздо больше заграничных направлений, даже несмотря на СВО.
В ресторане Meat_Coin на ул. Рубинштейна отметили, что в их заведении поток гостей в праздники увеличился. Средний чек вырос, но за этим стоит качество продукта, транспортировка и многое другое. "Петербург оказался в числе самых посещаемых туристами городов, многие познакомились с нашей кухней и обещали вернуться вновь на майские праздники", — добавляют в компании.
Сооснователь Pita’S Александр Крылов отметил, что заведения сети показали прирост по выручке. Произошло это в основном за счёт потока внутренних туристов, поскольку Петербург является самой оптимальной и доступной альтернативой европейским городам. Согласно данным АТОР, Петербург оказался третьим (после Москвы и Московской области) в списке самых популярных внутренних туристических направлений на новогодние праздники.

Кино вместо шопинга

Посещаемость торговых центров Петербурга в начале этого года оказалась ниже, чем в аналогичный период 2021 и 2022 годов. Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) ТЦ Петербурга, по данным Focus Technologies, на первой неделе года снизился на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2022–го и на 9% по отношению к 2021–му. А вот если сравнивать данные с 2020 годом, то падение выглядит совсем уж драматичным — на уровне 31%.
Отставание от уровня 2020 года выше, чем в последнем классическом, с точки зрения поведения потребителей и сезонности, 2019 году (так как в это время ещё не были введены ограничения, а активность потребителей в начале 2020 года была выше, чем в 2019–м)", — замечает Михаил Васильев.
Коммерческий руководитель проекта ТРК "Лето" Дарья Зимина сообщает, что за период с 1 по 8 января 2023 года трафик в комплексе снизился на 19% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. На отрицательную динамику посещаемости повлияла главная тенденция 2022 года — уход крупных международных брендов, многие из которых входили в число якорных арендаторов. Это снизило интерес гостей к шопингу. "Изменение потребительского поведения мы наблюдаем с начала постпандемийного периода — люди стали реже посещать ТРЦ, при этом траты за один визит значительно увеличились", — добавила она.
Зато для кинотеатров новогодние каникулы оказались прибыльными. По посещаемости они смогли вернуться к допандемийным показателям, а сборы в этот период по всей стране составили 4,5 млрд рублей. Более 240 млн рублей из них оставили в кинокассах петербуржцы. Президент сети кинотеатров "КАРО" Ольга Зинякова поделилась с "ДП", что в их сети по Петербургу лидером проката оказался "Чебурашка" с более чем 70% всей кассы. На результат сыграло несколько факторов, из которых главные — образцовый для уровня картины маркетинг, сарафанное радио и бренд Чебурашки, который является любимым для нескольких поколений персонажем. Кроме того, сказалось и отсутствие конкуренции со стороны голливудского кино. Общие результаты кассы в новогодние праздники по Петербургу также воодушевляющие: к прошлому году рост сборов составил 35%, к 2021–му — 67%.

Пригороды в цене

Довольно активно горожане посещали музеи–заповедники, парки и театры. Впервые после двухлетнего перерыва прошёл традиционный фестиваль "Новогодняя кутерьма в Гатчине". Со 2 по 8 января гости могли побывать на театрализованных представлениях, мастер–классах, кукольных спектаклях, танцевальной программе, увидеть театральные представления, концерты и выставки.
"Гатчинский дворец со 2 по 8 января посетило более 11,5 тыс. человек, Приоратский дворец — более 1,4 тыс. человек. Самым посещаемым днём стало 5 января, когда только в Гатчинском дворце мы приняли более 2,3 тыс. гостей. Для сравнения: в выходные дни летом 2022 года число гостей хоть и приближалось к отметке 2 тыс., но не превышало её", — рассказал "ДП" Николай Васильев, заведующий отделом развития музея–заповедника "Гатчина".
Парк Монрепо за праздники принял 12 тыс. человек. Это довольно высокая посещаемость для зимы, так как чаще люди приезжают в парк летом. "Увеличивается количество индивидуальных посетителей, возможно, благодаря удобству сообщения с Петербургом. На праздники РЖД пустили дополнительные “Ласточки” в Выборг, которые идут 1 час 15 минут", — подчеркнули в пресс–службе Монрепо.
ГМЗ "Петергоф" тоже пользовался популярностью среди петербуржцев и гостей города — на зимних каникулах его посетили на 30% больше человек, чем годом ранее. В этом году на праздниках продали 16 034 билета, а в то же время в 2022 году — 12 227. Парки работали ежедневно и бесплатно. Самым популярным среди музеев–заповедников стал ГМЗ "Царское Село" — его объекты посетили более 81 тыс. человек. В самые пиковые дни, 4 и 5 января, работу дворца продлили, что позволило принять более 6 тыс. посетителей в день.
Экспозиционные комплексы Государственного Эрмитажа с 3 по 8 января 2023 года посетил 86 291 человек. В музее провели 1118 экскурсий для 8,4 тыс. человек.
Как отметили в пресс–службе Эрмитажа, число посетителей в начале 2023 года значительно превзошло показатели за тот же период зимних каникул прошлого года. Рост количества посетителей связывают с освоением новых методов регулирования потоков, улучшением организации приёма посетителей, введением дополнительных продлённых дней работы. Впрочем, это не уберегло музей от многочасовых очередей из посетителей, не желающих пользоваться онлайн–сервисами покупки билетов. О хвостах, выходивших из эрмитажного двора на Дворцовую площадь, в выходные писали все СМИ города. В Русском музее за новогодние праздники побывали 43,5 тыс. человек. Традиционный интерес посетителей вызвала как постоянная экспозиция, так и временные выставки, открывшиеся перед Новым годом.

Балет, Балабанов и джаз

Востребованными среди петербуржцев были театры и общественные пространства. За предпраздничную неделю и в праздничные дни Мариинский театр посетили более 100 тыс. зрителей.
"Каких–то особенных зрительских предпочтений мы не можем выделить: огромной популярностью пользовались как события новогодней и рождественской тематики, так и популярные классические названия. Билеты на эти события были раскуплены за несколько дней до показов. Например, билеты на гала–концерт к открытию Года Рахманинова в Мариинском театре с участием Евы Геворгян, солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Мариинском–2 были раскуплены всего за 6 дней", — рассказали "ДП" в пресс–службе театра. Не жаловались на посещаемость и менее крупные театры. "После интенсивно проведённых каникул по три или два спектакля в день при полных залах наш театр находится на каникулах до 16 января. Все спектакли репертуара пользовались успехом, как для семейного просмотра, так и для взрослых зрителей", — рассказали "ДП" в Малом драматическом театре.
В "Севкабель Порту" сообщили, что, по их оценкам, за праздники общественно–деловое пространство посетили около 60 тыс. человек.
"Относительно тёплая погода сделала зимние уличные забавы наиболее привлекательными для гостей, поэтому самыми популярными местами стали “Каток у моря” и горка для катания на ватрушках. На катке было около 20 тыс. человек. Не меньше внимания вызвали выставки “Балабанов” и “Найти Бэнкси”. Ещё гостям полюбился фестиваль “Рождественский вертеп” — народное кукольное представление в сопровождении русской фольклорной песни. Прошла серия рождественских джазовых концертов. А “Новогодний pop–up” стал местом, где каждый смог приобрести подарки для родных, попробовать вкусные лакомства и окунуться в атмосферу Нового года", — поделились в пресс–службе "Севкабель Порта".
По сравнению с прошлым годом в среднем рестораны остались без роста посещаемости в праздничные дни. Примерно +1% по заказам к прошлому году. Средний чек сезонно вырос к периоду до новогодних праздников и к прошлому году в связи с повышением цен. В новогодние праздники одним из самых популярных туристических направлений стал Петербург, поэтому, в отличие от отрицательного тренда по гостям до Нового года, на январских каникулах в некоторых ресторанах есть рост по количеству заказов к прошлому году. В этом году мы провели внутренний опрос гостей в нашей email–рассылке, согласно которому многие отдали предпочтение празднованию Нового года дома с семьёй.
Елена Васильева
руководитель отдела аналитики и исследований Italy&co
В этом году была очень хорошая посещаемость на Новый год. Мы предполагаем, что на это есть ряд причин. Первая причина в том, что большая часть петербуржцев осталась в городе, вторая — хорошие погодные условия. Также город посетило большое количество локальных туристов. Но средний чек не вырос, местами даже упал, а продажи дорогого вина так совсем падают, что говорит о режиме экономии у многих гостей.
Андрей Ядошливый
учредитель ресторана Tetto
Средняя посещаемость в праздничные дни в этом году оказалась выше на 20%, чем в январе 2022 года. Низкий уровень посещаемости в 2022 году в Петербурге был связан с введением со 2 января QR–кодов о вакцинации от Covid–19 для посещения торговых центров. Люди в этом году традиционно чаще посещали ТЦ в последнюю неделю перед Новым годом, чем в первую неделю января. Трафик по среднему показателю последней недели декабря был выше на 25%, чем в начале января 2023–го.
Дарья Ветрова
генеральный директор ТК "Невский Центр"