Год перемен: как проблемы с импортом и логистикой повлияли на торговые сети

Автор фото: Тихонов Михаил
Касса у магазина "Магнит" в аэровокзале аэропорта Пулково

Директор Северо–Западного округа компании "Магнит" Ольга Колганова рассказала "ДП" о том, как крупные розничные сети приспосабливаются к сокращению поставок, изменению логистики и повышенной бережливости покупателей.

Какие форматы магазинов сейчас выбирают петербуржцы? Растёт ли спрос на дискаунтеры?
— Все форматы пользуются спросом у покупателей. Даже гипермаркеты, вопреки общему тренду на рынке, набирают популярность. Но дискаунтер является самым быстроразвивающимся форматом во всей отрасли. Поэтому мы обращаем на него пристальное внимание. Сопоставимые продажи наших дискаунтеров "Моя цена" в III квартале выросли более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а средний чек — почти на 20% и уже в ноябре превысил показатель магазинов у дома. Мы не исключаем, что дискаунтеры могут стать крупным направлением нашего бизнеса. В разных регионах открыто уже более 700 магазинов этого формата. В Петербурге сейчас работает семь дискаунтеров "Моя цена" и ещё шесть в Ленинградской области. В 2023 году в планах открытие более 50 таких торговых точек в городе и области.
В связи с изменениями общемировой и внутренней ситуации в экономике пришлось ли вашей компании скорректировать планы своего развития на ближайший год?
— В следующем году в Северо–Западном округе у нас к открытию планируется более 160 торговых точек. Компания не снижает темпов развития, мы не видим для этого причин. А Северо–Запад является приоритетным регионом для нас. В последние годы СЗФО развивался быстрее средних показателей нашей сети по России. Пару лет регион даже был абсолютным лидером по росту продаж и торговых точек.
Получается ли увеличивать долю на рынке СЗФО?
— Продовольственный ретейл хорошо развивается на Северо–Западе. Когда мы делаем такие шаги, как интеграция "Дикси" или приобретение объектов "Евророса", "Интерторга", это помогает повышать нашу долю на рынке быстрее. Пока доля ниже, чем у нашего основного конкурента, но сохраняется возможность для того, чтобы расширяться и запускать новые форматы. Хотя у нас уже есть несколько населённых пунктов в Ленобласти с плотным покрытием, где региональный УФАС ввёл запрет на расширение торговой площади. Сейчас в СЗФО работает более 2 тыс. торговых точек разного формата, более 1,1 тыс. из которых расположены в Петербурге и Ленобласти.
Директор Северо–Западного округа компании "Магнит" Ольга Колганова
Автор: Валентин Беликов
Какие тренды на FMCG–рынке главенствовали в этом году?
— В 2022 году рынок столкнулся с многочисленными вызовами: трудностями в логистике, изменениями в цепочках поставок, трансформацией потребительского спроса, ростом инфляции и другим. К концу лета рынок продовольственного ретейла стабилизировался. Если в первом полугодии мы видели небольшой отток покупателей, то уже с III квартала вновь фиксируем их приток. В долгосрочной перспективе на продажи повлияет, в частности, продолжающаяся трансформация ассортимента и покупательских привычек.
Один из основных трендов года — это развитие собственных торговых марок. Сегодня почти каждый пятый товар в "Магните" продаётся под СТМ. Доля СТМ в продажах сети по итогам 2022 года может превысить 20%. Кроме того, произошло изменение ассортимента в отдельных категориях, таких как бытовая химия, косметика, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки. У российских производителей сейчас появилось больше возможностей для создания новых продуктов и брендов, наращивания доли на рынке, так как освободились ниши ушедших или снизивших свою маркетинговую активность международных брендов.
Покупатели чувствуют инфляционное давление и склоняются к бережливому потреблению, отказываясь от спонтанных покупок. Потребители стали более чувствительны к промо и акциям.
СТМ будут расти и дальше или уже достигли своего предела?
— За последнее время ретейлеры выпустили очень широкий спектр линеек СТМ, в том числе в сегментах "средний плюс" и "премиум". У потребителей уже нет представления, что СТМ — это некачественный товар. На сегодняшний день в этой категории более стабильное предложение по сравнению с импортными товарами. Продукция собственных торговых марок чётко настроена на потребительские предпочтения, потому что ретейлер выбирает именно те позиции, которые точно будут востребованы. За последний год потенциал роста спроса на СТМ вырос существенно на фоне ухода с рынка крупных международных FMCG–игроков. Сегодня их места быстро занимают российские бренды, но и ретейл не отстаёт. Мы, например, в уходящем году поставили на полки более 600 новых наименований товаров под СТМ, а наши подгузники впервые в истории опередили Pampers по продажам.
Как изменилась структура импорта? В каких категориях товаров до сих пор сохраняется высокая зависимость?
— Мы пересмотрели карту импорта, открыли для себя в качестве партнёров поставщиков из стран Африки, Ближнего Востока, Юго–Восточной Азии. Например, мы всегда импортировали оливковое масло преимущественно из Испании. Однако из–за проблем в логистике сейчас прорабатываем альтернативные географии, в том числе Тунис, Турцию, Марокко, Чили. При этом цена, качество и вкусовые параметры, например, турецкого или тунисского масла сравнимы с испанским продуктом. В том числе и потому, что эти регионы являются крупными поставщиками сырья для известных европейских компаний. Происходит замещение привычных брендов менее известными либо совсем новыми, но покупатель всегда может найти товар, удовлетворяющий его запросам. В целом же 90% нашего ассортимента производится в России. От импорта мы зависим в основном в части овощей и фруктов, которые не растут в России или их недостаточно в несезон. Но мы стараемся решать эту проблему за счёт заключения долгосрочных контрактов с российскими сельхозпроизводителями, а также развития собственных агропромышленных производств.
Насколько больше стало локальных и российских товаров на рынке?
— Их число растёт с каждым годом, но в этом году конкурентная ситуация на рынке была особенно благоприятна для российских поставщиков. Ушедшие глобальные бренды освободили ниши в газированных напитках, бытовой химии, кофе, парфюмерии и косметике, снеках. Мы расширяем своё сотрудничество с отечественными производителями, в том числе и с фермерами. Это одна из особенностей петербургских потребителей, которые любят качественные фермерские товары. По результатам первого полугодия 2022–го товарооборот по продукции, поставляемой небольшими хозяйствами, в 15 раз превысил объёмы прошлого года за аналогичный период.
А какие ещё особенности есть у Петербурга?
— На Северо–Западе — искушённые покупатели, очень требовательные к магазину именно в силу высокой конкуренции на рынке и активности ретейл–компаний. Многие торговые сети появились именно здесь и теперь работают в других регионах. В Северной столице очень активные, общительные покупатели. Петербург близок к Европе, поэтому потребители здесь ищут на полке товары европейского уровня либо товары, приближенные к ним по качеству.
На ваш взгляд, как FMCG–ретейл будет развиваться в ближайшие годы? Ожидаете ли снижение объёмов рынка?
— Может поменяться лишь соотношение долей торговых сетей. Товары FMCG–категории — это товары первой необходимости, без которых не обойтись. Поэтому сокращение объёмов рынка вряд ли возможно. Это та доля трат населения, которая не может снизиться. При этом покупатели будут искать какие–то новые для себя позиции и более выгодные предложения. Можно не сделать ремонт, не поменять машину, телефон, но продукты, лекарства и моющие средства, косметика нужны всегда. Во времена кризиса зачастую этот рынок даже растёт, потому что люди отказываются от походов в рестораны, покупают готовую еду либо готовят самостоятельно из продуктов, приобретённых в магазинах. Кто–то сокращает и траты на салоны красоты, приобретая косметику для домашнего ухода. Поэтому рынок даже в условиях давления инфляции и других экономических обстоятельств не будет снижаться.