Смольный: пассажиры никуда не делись

Автор фото: Тихонов Михаил
Пассажиры поднимаются на уличном эскалаторе к зоне отправления аэропорта Пулково.

Первый заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт–Петербурга Алексей Львов рассказал "ДП" об увеличении пассажиропотока на всех видах транспорта, а также о том, стоит ли ждать новый терминал Пулково и почему в городе не прижились аквабусы.

Каковы итоги работы железнодорожного транспорта на петербургском направлении в 2022 году?
— За 11 месяцев железнодорожным транспортом на Октябрьской железной дороге в дальнем и пригородном сообщении перевезено 147,3 млн пассажиров — на 10,9% выше показателя за аналогичный период 2021 года. В дальнем сообщении пассажиропоток составил 16,8 млн человек, что выше на 11,8% по сравнению с тем же периодом 2021 года. По пригороду — 130,5 млн пассажиров, рост по отношению к прошлому году 10,8%.
Сообщение с Петербургом было очень популярно, на направлении Санкт–Петербург — Москва спрос увеличился на 8,6%. Поэтому, если говорить о цифрах, мы наблюдаем положительную динамику. Конечно, база 2021 года оказалась низкой из–за последствий пандемии, но мы видим, что пассажиропоток восстанавливается.
Как продвигается реализация концепции по развитию ж.–д. инфраструктуры в регионе?
— У нас есть условная черта — 2024 год — для так называемых первоочередных мероприятий концепции. Одним из них является строительство платформы Новая Лахта с подземным пешеходным переходом. Сейчас со стороны РЖД заключены контракты на строительство платформы, со стороны комитета по развитию транспортной инфраструктуры — на переход. Оба объекта планируется сдать к концу 2023 года.
Ещё один ключевой проект — строительство главных путей на участке Санкт–Петербург–Балтийский — Броневая. Это аккумулирующие пути на Балтийском и Ораниенбаумском направлениях. В настоящее время РЖД ведут предпроектные проработки, срок окончания подготовки проектной документации — III квартал 2023 года.
Следующий проект — строительство новой линии Лигово — Пулково — Шоссейная — является частью связи существующей ветки железной дороги с аэропортом. Планируемый срок завершения проектной документации — 2023 год, главгосэкспертиза планируется в 2024 году. Мы ориентируемся, что в конце 2026 года или в 2027–м запустится сам объект.
Реализация концепции идёт поэтапно. Это обусловлено необходимостью строительства целого ряда объектов, в частности для вывода всего грузового движения. Прежде всего речь идёт о юго–западном и северо–восточном обходах Санкт–Петербурга. Реализация пассажирского движения непосредственно связана с этими проектами, поэтому мы приняли решение, что на текущем этапе запуск диаметров Д–1 Ораниенбаум — Белоостров и Д–2 Гатчина — Токсово возможен только после ввода этих объектов.
Из уже достигнутых положительных результатов работы по развитию Санкт–Петербургского транспортного узла в части пригородных перевозок и интеграции железной дороги в систему городского общественного транспорта могу назвать запуск тактового движения по направлению Санкт–Петербург — Павловск. Курсирование электричек с 10–минутным интервалом в утренние и вечерние часы пик началось 11 декабря.
Для этого мы дополнительно направили на линию девять пригородных поездов и восемь поездов в обратном направлении. Отправление составов с Витебского вокзала и станции Павловск будет кратно 10 минутам, что очень удобно для пассажира. В перспективе планируем обновлять подвижной состав и остановочные пункты на пути следования поездов. Также рассматриваем возможность внедрения единого билета для оплаты проезда в городском и пригородном железнодорожном пассажирском транспорте.
Алексей Львов
Определились ли более конкретные сроки пуска высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт–Петербургом?
— РЖД заключён договор с "Ленгипротрансом" на проведение инженерных изысканий и подготовку документации по планировке территории и созданию ВСМ. Вариант размещения оконечного терминала в Петербурге определён — на территории бывших складов купцов Кокоревых.
Мне сейчас сложно назвать сроки окончания проекта — 2027 или 2028 год, но горизонт примерно такой. Многое будет зависеть от проектирования. Сейчас надо провести ряд мероприятий, связанных прежде всего с охранным законодательством в центре города, внести изменения в наш 820–й закон ("О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…". — Ред.).
Сейчас в стране закрыты 11 аэропортов. Как изменился поток пассажиров по южным направлениям?
— По тем маршрутам, где исключилась возможность воздушного сообщения, усиливались иные виды транспорта.
Как в целом работает Пулково?
— По итогам 11 месяцев аэропорт обслужил более 17 млн пассажиров — это на 2% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Самыми популярными направлениями по России стали Москва, Сочи, Калининград, Новосибирск, Казань, Уфа, Минеральные Воды, Архангельск и Самара. Среди дальних направлений — Анталья, Стамбул, Минск, Дубай, Ташкент, Ош, Душанбе, Ереван, Хургада, Бишкек.
В следующем году добавятся египетские направления — рейсы в Шарм–эль–Шейх запустит AlMacria Universal Airlines. Дополнительный перевозчик встанет на маршрут в Астану, в Коломбо (Шри–Ланка) полетит Azur Air. Планируется увеличение частоты полётов в Стамбул, Анталью, Баку, Ташкент и Самарканд.
Остаются ли в условиях снижения пассажиропотока на международных линиях актуальными планы по строительству нового терминала Пулково?
— Есть показатель пассажиропотока, при превышении которого вопрос о расширении инфраструктуры действительно становится актуальным. Это порядка 18–20 млн пассажиров в год. Планирование строительства нового терминала Пулково активно велось ещё в доковидный период. В настоящее время эта работа продолжается. Сейчас в аэропорту существует внутренний резерв по объёмам пассажиропотока, действующая очередь вполне справляется с приёмом пассажиров.
Надо понимать, что нельзя создавать большой задел по инфраструктуре, не подкреплённый при этом позитивными прогнозами пассажиропотока. Иначе построенные объекты не будут приносить оператору тех доходов, которые он инвестировал в строительство. А комфортность терминала при обслуживании текущего потока пассажиров при этом может снизиться.
Как бы грубо ни звучало, прежде чем деньги потратить, нужно чётко понимать, как они будут возвращаться.
Продолжает ли город субсидировать авиаперевозчиков?
— Мы ежегодно субсидируем авиаперевозчиков, которые подали в Росавиацию заявки по региональным маршрутам. Наш объём финансирования в текущем году — 151 млн рублей, на 2023 год запланирована сумма 161 млн рублей.
На 2022 год соглашения были заключены с четырьмя авиакомпаниями. По двум направлениям — в Апатиты и Тобольск — летает "Аэрофлот", семь направлений взял "Руслайн" (Иваново, Йошкар–Ола, Курск, Липецк, Нарьян–Мар, Тамбов, Ханты–Мансийск), в Саранск летает авиакомпания Red Wings, а в Брянск, Калугу и Элисту — "Азимут".
На будущий год по понятным причинам не предусмотрены субсидируемые полёты в южные города страны. Но почему на 2023 год отказались от рейсов, например, в Нижневартовск, Томск, Саратов?
— Давайте сразу уточним суть процедуры получения субсидий перевозчиком — мы здесь отчасти играем "вторую скрипку". Инициатором выступает авиакомпания, которая хочет возить пассажиров. Она отправляет заявку в Росавиацию. Ведомство далее спрашивает регионы отправления и назначения о готовности финансирования. Мы подтверждаем готовность, после чего агентство принимает решение. Мы совместно с конечным регионом субсидируем чуть выше 60% стоимости полёта — остальное доплачивает федеральный бюджет.
Поэтому здесь нужна авиакомпания, которая хотела бы летать, например, в Саратов и обратилась в Росавиацию, где этот маршрут уже согласовали.
Как прошла навигация 2022 года в Санкт–Петербурге?
— В текущем году навигация продлилась 211 дней — с 18 апреля по 14 ноября включительно. В прошлом году было 208 дней.
Результаты навигации очень хорошие, мы достигли рекорда перевозок в целом не только по рекам и каналам, но и по Неве и дальним туристическим маршрутам. Всего перевезено 3,5 млн человек — рост на 51,9% в сравнении с прошлым годом. Несомненно, оказало влияние изменение маршрутов туристической отрасли, развитие внутреннего туризма, новые предложения от судоходных компаний.
По межрегиональным туристическим маршрутам рост составил 11%, количество судозаходов — 406. Но главное, что количество пассажиров увеличилось на 31% — до 156,9 тыс. человек. То есть суда стали больше заполняться.
Как идёт развитие причальной инфраструктуры?
— Развитие системы городских причалов ведётся нами планомерно. Надо сказать, что с 2014 по 2022 год их количество выросло с 4 до 19. В этом году у нас было 37,8 тыс. причаливаний.
Со следующего года начнётся обновление существующих бетонных причалов, прежде всего на Неве. В центре города появятся причалы нового типа, которые позволят спокойно принимать пассажирские суда типа "Москва" и "Нева". Мы уже провели закупку, в настоящее время они тестируются, в следующую навигацию будут смонтированы. По два таких понтона планируем установить у Адмиралтейства и Летнего сада.
Также появится спуск у Музея Фаберже на Фонтанке — между мостом Белинского и Аничковым мостом. Запланировано размещение причала на Исаакиевской площади — участок реки Мойки от Синего до Фонарного моста. В целом планируем до 2025 года увеличить общее количество причалов на шесть единиц.
Какие цели по развитию Речного вокзала, планируется ли его реконструкция?
— На Речном вокзале по итогам прошедшей навигации состоялось 162 судозахода — это достаточный рост по отношению к прошлому году, на 43%. При этом людей "пришло" ещё больше — по пассажирам увеличение составило 66%, до 56,1 тыс. человек.
В настоящее время эксплуатацию Речного вокзала осуществляет Агентство внешнего транспорта — наше госучреждение. Перед нами стоит задача прежде всего обеспечить работу объекта в комфортном и безопасном режиме. Поэтому главное внимание уделяется текущему состоянию вокзала. В этом году проведён ремонт ограждения зоны транспортной безопасности, заасфальтированы повреждённые участки. В следующем году продолжим ремонт асфальтового покрытия, планируем также восстановить инфраструктуру для маломобильных групп населения.
Речной вокзал не ремонтировали с 1980–х годов. Поэтому планы в отношении его дальнейшего развития сохраняются. Для определения возможных вариантов реконструкции или капитального ремонта причалов вокзала запланировали проведение предпроектных работ в 2023 году, включая обследование и подводной части. Соответствующее финансирование на эти цели уже выделено. По результатам будет принято дальнейшее решение о проектировании ремонтно–восстановительных работ обьекта.
Продвигается ли как–то развитие зарядной инфраструктуры для пассажирских судов с электродвигателями?
— Мы думаем об экологической нагрузке на водных путях, которая выражается и в выбросах, и в шумовом воздействии, поэтому прорабатываем возможности эксплуатации прежде всего электрических судов. Но вопрос в том, в каких условиях осуществляется движение.
Если мы говорим о реках и каналах, то с учётом ограниченных габаритов судов и небольшой скорости движения, от 8 до 10–15 км / ч, возможна реализация электрозарядки, которая производится в течение ночи на остановочных пунктах или в местах отстоя. Батареи хватит на дневную эксплуатацию в таком варианте.
Если смотреть на скоростной флот — маршруты до Кронштадта и Петродворца, на которых сейчас работают "Метеоры", — там гораздо выше требования по скорости. Соответственно, нужна либо более мощная зарядка, либо большие ёмкости аккумуляторов, способные обеспечить скорость порядка 50 км / ч. Emperium и "ВодоходЪ" предпринимали такие попытки, но пока компании не реализовали полностью проект.
Возвращаясь к рекам и каналам — важно увеличение количества экологически дружественного транспорта. Первоочередная задача для нас на 2023 год — установить минимум три точки, дающие возможность зарядки в многочасовом режиме. Они появятся в центре города на Мытнинской набережной, на юге у Речного вокзала и на севере у Южной дороги близ стадиона. На каждую точку будет выделено по 150 кВт мощности.
Сейчас обсуждаем с судоходными компаниями их планы по строительству новых судов либо оборудованию существующих электродвигателями. Исходя из этого будем в будущем ориентироваться на складывающийся спрос.
Сколько придётся потратить на этот пилотный проект зарядных станций?
— На Мытнинской набережной итоговая сумма составит 1,64 млн рублей. По остальным двум объектам заканчивается проектирование, пока цифры точные не назову. Многое зависит от технического решения: как далеко будет стоять приёмный шкаф, к которому подключится причал, сколько потребуется протягивать кабелей и т. д.
По водным путям Москвы уже в 2023 году пойдут электросуда, произведённые петербургской компанией Emperium. Когда подобного ждать в самом Петербурге?
— Мы можем запустить подобные маршруты, если соответствующий интерес возникнет среди судоходных компаний, готовых начать работу на реках и каналах.
В следующем году ряд компаний планируют запустить проекты по лёгким судам на электродвигателях. Мы, в свою очередь, будем постепенно модернизировать инфраструктуру на городских причалах и предоставлять оборудование для электрозарядки.
В Москве эти электросуда предполагается интегрировать в единую систему транспорта. Почему в Петербурге за много лет так и не прижился подобный способ передвижения по городу?
— У нас был опыт аквабусов, но, как показала практика их эксплуатации, они реализовывали не столько транспортную функцию, сколько туристическую и рекреационную. Пассажир передвигался на аквабусах не с целью добраться до места работы или жилья, а больше чтобы просто прокатиться или послушать экскурсовода. И в Москве так же на самом деле.
Мы используем опыт западных стран и исходим из того, что судоходные компании, осуществляющие перевозки на коммерческой основе, должны иметь стратегически стабильные условия для деятельности. Нам необходимо участвовать прежде всего в предоставлении инфраструктуры, чтобы предприятия могли чётко просчитывать свою экономику и чтобы между ними существовала конкуренция. Поэтому и возник проект "Городские причалы", который мы сейчас реализуем.
Мы сформулировали одинаковые для всех тарифы, которые отличаются только по виду судна, размещению причала и количеству причаливаний.
Летом город впервые запустил межрегиональный автобусный маршрут Санкт–Петербург — Геленджик. Планируются ли подобные рейсы в следующем году?
— Открытие этого маршрута стало стратегически важным решением. Он обеспечил прямую связь с популярным курортом в период приостановки авиасообщения. Более того, результаты прошедшего сезона показали востребованность маршрута, особенно в обратном направлении, что было обусловлено возвращением петербуржцев в город после школьных каникул.
Да, мы рассматриваем вопрос о возобновлении движения по маршруту в следующем году. Для охвата большего количества пассажиров анализируем возможность включения дополнительных промежуточных остановочных пунктов и приобретения партии автобусов туристического класса повышенной комфортности — с туалетом, спальными местами и другими опциями. Это обеспечит удобство пассажиров на дальнемагистральных маршрутах.
Досье
Алексей Львов
Родился 22 января 1978 года в Ленинграде.
Окончил Северо–Западную академию государственной службы Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности "государственное и муниципальное управление".
С 1999 по 2012 год занимал различные должности в исполнительных органах власти Санкт-Петербурга. В 2012 году был назначен первым заместителем председателя комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, впоследствии занял пост руководителя ведомства, на котором проработал до 2014 года. С 2014 года по ноябрь 2022 года занимал должность заместителя председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга.
С 3 ноября 2022 года назначен на пост первого заместителя председателя комитета.
Женат, воспитывает троих детей.