Спрос на дизайн интерьеров квартир и коммерческих помещений падает. Специалисты вынуждены искать новые виды заработка.
Петербургские студии дизайна интерьеров, а также фрилансеры, работающие на этом поприще, теряют клиентов. Собственники новых квартир отказываются от заказанных ранее проектов или выбирают самые бюджетные варианты. Владельцы коммерческой недвижимости тоже решают повременить с оформлением.
Растеряли проценты
Проекты интерьеров и ранее чаще заказывали только обеспеченные петербуржцы. Сейчас же и они расставляют приоритеты иначе. Как рассказала "ДП" дизайнер–фрилансер Олеся Шульгина, с февраля заметно снижение числа заказов в сегментах "средний плюс" и "комфорт". Премиальные заказчики продолжают интересоваться дизайнерскими решениями, но начинают экономить. Например, отдают предпочтение ламинату вместо дорогой инженерной доски.
"Бюджетов, которые заказчики изначально закладывали на проекты, не хватает в связи с удорожанием стройматериалов и комплектующих. У некоторых заказчиков ситуация такова, что они дошли с дизайнером до финишного этапа оформления квартиры, но не могут переехать в неё — не на что купить мебель", — поделилась Олеся Шульгина.
Эксперт ЦМИ "Кубатура" дизайнер по интерьерам Татьяна Мелик обращает внимание, что часть клиентов, купивших квартиру в Петербурге, сами живут в других городах. Они не торопятся переезжать, поэтому могут себе позволить заморозить дизайн–проект или приостановить ремонт, чтобы накопить деньги на отделочные материалы и мебель.
Обычно работа с заказчиком предполагает два основных этапа: проектирование и реализацию. Заработок дизайнера также состоит из двух частей — за разработку проекта он получает сумму в зависимости от концепции, а при реализации проекта ему отчисляют процент поставщики мебели, сантехники, материалов, у которых люди покупают по его рекомендации. Именно эта часть дохода основная, и она наиболее интересна.
"Сейчас заказчики стали экономить: они берут готовый проект, но идут покупать материалы не у моих поставщиков, а у тех, кто предлагает дешёвую продукцию более низкого качества. В итоге я лишаюсь денег, а заказчик получает интерьер, стиль и качество которого уступают изначально задуманным", — сетует Олеся Шульгина.
Студии дизайна интерьеров стали снижать цены. Если раньше некоторые игроки премиум–сегмента брали за квадратный метр 6,5 тыс. рублей, то сейчас они согласны на 4,5 тыс. Основатель студии Gde Remont Дарина Ермак отмечает, что в её студии разработали несколько альтернативных, более бюджетных проектов, чтобы не менять цены на все предлагаемые решения. Так как европейские отделочные материалы сильно подорожали, в проекты стали закладывать максимум российских брендов. "Мы ищем альтернативы среди местных производителей. У них есть качественные плитка, краска, напольные покрытия, да и мебель они умеют делать отличную", — говорит Дарина Ермак.
Основатель и руководитель коммуникационного агентства "АрхДиалог" Котлукова Светлана подтверждает, что экскурсии на производство показывают: дефицита необходимых материалов для обустройства интерьера на рынке нет. "Однако российское производство — это в основном сборка из иностранных комплектующих на иностранных станках. Насколько это можно назвать импортозамещением, вопрос спорный", — оговаривается она. Глобально дизайнерский рынок сейчас работает с такими категориями: китайская продукция, произведённая в Китае, но поставляемая под российским брендом; производство в Китае, но по проекту российского дизайнера. Существует и полноценное производство на территории России с использованием комплектующих из Китая или Европы.
Внутренний туризм выручит?
Неоднозначна ситуация и в коммерческом сегменте. Одни владельцы помещений заняли выжидательную позицию, другие закрывают бизнес и уезжают, третьи пренебрегают качественными проектами в пользу более быстрых и бюджетных решений. Алексей Мацкевич, руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp, полагает, что с некоторыми "отказниками" дизайнеры сейчас ведут активную работу по продажам: деньги у людей явно есть, но им важно грамотно донести необходимость покупки. Мацкевич подтверждает тенденцию к экономии на дизайнерских решениях среди владельцев коворкингов.
"Собственные планы мы не стали менять. Для нового проекта GrowUp в отельном комплексе Digital Village Vertical обращались в этом году за помощью к ABD architects. Дизайн для гибкого офиса важен при формировании концепции. Без этого не получить премиальных клиентов и больших денег. Год назад без дизайна ни один приличный проект не запускался. Думаю, что в нынешней ситуации появится большое количество дешёвых проектов, в которых будет оборудовано рабочее место без претензий на особую атмосферу", — говорит он.
При этом Светлана Котлукова утверждает, что на рынке наблюдается некоторый рост спроса на коммерческий дизайн, связанный с развитием внутреннего туризма. Это проекты кафе, ресторанов, гостиниц и отелей. Они сейчас вполне активно проектируются и открываются, особенно в городах с высокой деловой активностью. "Другой вопрос, что заказать концепцию интерьера сразу VIP–дизайнерам решаются не многие. Чаще покупают “руки”, а не “имя”", — отмечает организатор отраслевых круглых столов и конференций для производителей и дизайнеров Игорь Сагалов.
Временные трудности
Лишившись премиальных заказов, дизайнеры ищут альтернативные способы заработка. Стали востребованы индивидуальные консультации со специалистами по ранее созданным проектам. Но это для представителей отрасли скорее подработка. Заказчиков также периодически интересуют 3D–коллажи или скетчи с подбором материалов. Также есть спрос на услуги редизайна, декорирования или хоумстейджинга.
Парадоксально, но при всём этом в самых нижних ценовых сегментах спрос на интерьеры от профессионалов сохраняется. По данным YouDo.com, спрос на дизайн–проекты жилых и коммерческих помещений в этом году вырос на 7% по отношению к 2021–му, хотя средний чек по Петербургу почти не изменился — 41 249 рублей. По данным исследования "Авито Услуг", каждый второй покупатель квартиры в новостройке обращался за услугами по составлению дизайн–проекта. Стоимость их на площадке начинается с 500 рублей / м², что ниже среднерыночной.
Эксперты компании "Айкидизайн" считают, что после кризиса отложенный спрос на профессиональный подход в проектировании коммерческой недвижимости будет как никогда высок. Но когда восстановится активность заказчиков — большой вопрос. По словам Игоря Сагалова, ряд специалистов за последние месяцы переехали работать в страны ближнего зарубежья. Инвесторы из России развивают Грузию, Среднюю Азию — там им сейчас интересно. Однако это не значит, что дизайнерам Северной столицы, которые остались в стране, будет не найти заказчиков — в Москву и Петербург продолжают переезжать много состоятельных клиентов из городов–миллионников.
"Если студии начнут укрупняться и отладят бизнес–процессы, отрасли это пойдёт на пользу. Петербург сохранил вкус и понимание инженерного труда, любовь к изобретательности, своеобразный цеховой кодекс производителей. Своеобразное понимание классики, запрос на яркость, поиск идентичности на стыке европейской и российской предметной культуры. Если нынешние времена сделают разговоры об этом более конкретными, придадут отрасли динамику, она восстановится после кризиса быстрее", — резюмирует Сагалов.