Российские предприниматели в этом году стали втрое чаще попадать в реестр дисквалифицированных лиц, чем год назад. А работающие в Петербурге — вчетверо.
Реестр дисквалифицированных лиц, по которым вынесено судебное решение согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, ведёт ФНС РФ. Основанием включения в него являются нарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов, страхования, охраны собственности, энергетики и прочее.
За неполные 11 месяцев 2022 года суды по искам налоговиков внесли в реестр 9,5 тыс. российских предпринимателей против 3,1 тыс. за весь минувший год. В Петербурге количество включённых выросло в 4 раза (91 человек против 21 в 2021 году), а в Москве, напротив, упало в 3 раза.
Срок дисквалификации составляет от полугода до трёх лет. В Петербурге в основном дисквалифицируют на один год.
В эффективности существования реестра дисквалифицированных в нынешнем виде большинство экспертов сомневается, поскольку число лиц, включённых в него, несопоставимо с масштабами претензий налоговиков к бизнесу. Так, только за 9 месяцев текущего года по причине недостоверности данных ФНС РФ ликвидировала 159 тыс. компаний, из них 14,8 тыс. — в Петербурге.
Дело в том, что на практике в реестр включают лишь за повторные нарушения трудового законодательства и предоставление недостоверных сведений в ФНС РФ или невыполнение законных предписаний.
Возможно, по причине низкой информативности сокращается и спрос на проверку фактов наличия или отсутствия того или иного предпринимателя в реестре. Стоимость одной выписки установлена ещё в 2014 году в размере 100 рублей. В петербургский бюджет по этой статье доходов за январь–август текущего года поступило всего 117 тыс. рублей (1,17 тыс. запросов) против 283 тыс. рублей (2,83 тыс.) за аналогичный период прошлого года.
"Мы не видим, что данная мера популярна, она так и не стала повсеместной, скорее это точечные запросы, — поясняет Вера Спирина, ведущий юрист ЮК “Профи–Лекс”. — Помимо наличия строго определённых законом условий требуется ещё и слаженная работа судебной системы и административных органов. Практика привлечения к ответственности практически отсутствует. Нет контроля за исполнением решения о дисквалификации как таковым".
"Единственное негативное последствие попадания в реестр — невозможность в течение указанного судом периода официально занимать должность либо осуществлять определённую деятельность, — рассуждает Татьяна Грушко, директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business. — Взаимодействие с дисквалифицированным лицом гипотетически может повлечь отрицательные последствия, если, например, говорить о недолжной осмотрительности при выборе контрагента".
По мнению эксперта, неудобства могут возникнуть, если дисквалифицированный обладает некими знаниями и компетенциями, необходимыми для ведения бизнеса. "На практике такие ситуации разрешаются и не являются чем–то непреодолимым", — отмечает Грушко.
"Ощутимыми могут стать последствия для других лиц, не исполняющих решение суда, например учредителей компании, которой руководил дисквалифицированный: помимо внушительного штрафа это ещё и риски признания заключённых сделок недействительными, отсюда могут последовать материальные убытки и потери от доначисления налога для бизнеса", — говорит Спирина.