Кризис в общепите негативно сказался на петербургских пивоварах

Автор фото: ТАСС

Объёмы производства пива в России растут. Однако петербургским пивоварам приходится варить меньше из–за падения продаж в общепите.

В Ассоциации производителей пива рассказали, что в III квартале текущего года произведено, по данным Росстата, 232,4 млн дал — это примерно столько же, сколько и во II квартале. Всего же в январе–сентябре 2022 года российские пивовары сварили, по данным того же источника, 648,8 млн дал. Это на 2,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В ассоциации предполагают, что итоговые объёмы производства в 2022 году останутся примерно на уровне предыдущего года, а именно 816 млн дал.
Впрочем, и.о. президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев добавил, что по объёмам продаж наблюдается негативная динамика: по данным Росалкогольрегулирования, за 9 месяцев они сократились на 4,2%, до 557,4 млн дал. Эксперт считает, что это обусловлено инфляционными процессами и повышением цен, которые отмечались во всех сегментах FMCG–рынка России.
По данным руководителя НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, цены на алкоголь в целом в этом году выросли. Так, на начало сентября по сравнению с декабрём 2021 года водка подорожала на 5,5%, коньяк — на 6,5%, вина игристые — на 8%. Эти показатели относятся к алкоголю российского производства, естественно, импорт подорожал сильнее. Объёмы импорта по состоянию на 1 октября сократились на 35%. Вместе с этим в ассоциации производителей пива со ссылкой на данные Nielsen отметили, что доля иностранного пива в ассортименте сократилась с 15% в январе до 9% в сентябре текущего года, а доля в объёмах продаж в натуральном выражении — с 6 до 2,5%.
"За год цены выросли на 13%. Основное повышение пришлось на март и апрель, когда рушились логистические цепочки и наблюдался резкий рост инфляции. Кроме того, сказался рост цен на сырьё и материалы, который начался ещё в 2021 году и связан с пандемией. Дорожали и продолжают дорожать стекло, пластик и алюминий, палеты и картон", — поделились в АПП.
"Ценовые эскалации на рынке материалов начались ещё в период пандемии, а в этом году экстремальный рост цен на сырьё усугубился. Несмотря на это, мы делаем всё возможное, чтобы наш потребитель мог продолжать покупать любимые бренды по доступным ценам", — заявил Ораз Дурдыев.

Импортозаместились

Ассортиментная матрица в категории пива и пивных напитков в этом году также претерпела сильные изменения. Ораз Дурдыев отметил, что благодаря эффективной работе оставшихся на рынке игроков продукция брендов, ушедших с рынка, была оперативно замещена в том числе за счёт локализованных сортов. Так, на фоне сокращения импортной категории, которое происходит с начала года, растёт доля локальных продуктов (+3%) и лицензионных брендов (+1%).
В АПП также со ссылкой на Nielsen сообщили, что среднее количество SKU на полках магазинов в сентябре 2022 года не изменилось по сравнению с сентябрём прошлого года. Сократившись в начале весны, уже в мае этот показатель восстановился до 108 позиций и с тех пор удерживает этот уровень каждый месяц.

Сидр течёт рекой

Игроки рынка считают, что из–за санкционного давления возможна переориентация с европейского рынка на азиатский, но массового тренда нет. Ораз Дурдыев говорит, что локальные производители покрывают спрос, а на внутреннем рынке продолжают появляться новые марки. Так, AB InBev Efes в этом году запустила ряд новинок, в том числе бренд пива в мексиканском стиле и яблочный сидр.
С начала года на рынке происходит продолжающаяся поляризация спроса, которая характерна для ситуации падения покупательной способности: Ораз Дурдыев поделился, что растут сегменты как премиум, так и эконом — на 13 и 2% соответственно. "На рынке наблюдается продолжающийся рост интереса потребителей к категориям вкусового (+15%) и нефильтрованного пива (+2%), в то время как безалкогольная категория, которая долгое время росла, сейчас показывает околонулевую динамику. Одна из самых быстрорастущих категорий среди алкогольных напитков — сидр. В III квартале его продажи в России выросли на 6%. "Рост категории сидров в том числе обусловлен тем фактом, что в 2022 году на рынок вышло несколько новых игроков. Мы запустили в начале года новый бренд, и он всего за 8 месяцев продаж смог занять уверенное второе место в сегменте", — добавил он.
В исследовании Nielsen указывается, что доля пива на алкогольном рынке составляет 84% в натуральном выражении и 44% в денежных продажах. Пиво является ключевым драйвером роста индустрии как в литрах, так и в рублях.

Не на что выпить

Пивоварни, которые в основном были ориентированы на продажи продукции для сегмента Horeca, отмечают, что спрос в общепите сильно упал. Сооснователь петербургской пивоварни "Бакунин" Александр Романенко рассказал, что объёмы производства их продукции сократились вдвое. Потому что бренд в основном работает на молодую аудиторию, которая по разным причинам сейчас сократила потребление, а также на общепит.
"По итогам года мы, скорее всего, выйдем на показатели 2019 года, так как летом объёмы производства и продаж росли. Себестоимость производства у нас также выросла на 40–50%, поскольку наше пиво делается исключительно из импортного сырья. Прямые поставки рухнули, и в данный момент сырьё возят обходными путями — через Турцию и другие направления. Многие компании замораживают контракты, приходится находить поставщиков в других странах и ввозить сырьё уже через них. Также из–за энергетического кризиса в Евросоюзе сырьё сильно подорожало. И это всё, конечно, отражается на себестоимости и влияет на конечную цену в меню бара и на полке ретейлера", — говорит он.
Александр Романенко также добавил, что пришлось сократить и ассортиментную матрицу бренда. Но в целом спрос на российскую продукцию растёт, это видно по всему каналу FMCG. "Мы производим импортозамещающую продукцию, отчасти поэтому летом у нас были хорошие показатели, но в данной ситуации уже ничто не спасает и ситуация критическая", — заметил он.
Максим Черниговский добавляет, что действительно объёмы, связанные с розничными продажами, в общепите сильно сократились в России, потому что реальные доходы населения снизились и люди стали меньше ходить по кафе и ресторанам. А в последние годы большой объём разливного пива реализовывался именно там.