Женское дело: за премию Зимина поборется труд о русских предпринимательницах

Автор фото: wikipedia.org
Мария Морозова.

Жюри премии "Просветитель" Дмитрия Зимина назвало имена финалистов XV сезона. В номинации "Гуманитарные науки" в их числе оказалась монография доктора исторических наук Галины Ульяновой "Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины–предпринимательницы в России XIX века".

Галина Николаевна Ульянова начала заниматься историей благотворительности дореволюционного периода тогда, когда эта тема не была ни разработана, ни исследована отечественными специалистами. Первая монография, посвящённая московским предпринимателям, активно жертвовавшим на строительство больниц, столовых и прочие общественно значимые деяния, вышла 20 с лишним лет назад. Затем последовала расширенная версия — про российских благотворителей в масштабах империи и ещё два персональных исследования, в одном из которых анализировалась история московской и подмосковной недвижимости через призму экономической истории, истории повседневности и урбанистики. Героями этих монографий становились не только мужчины, но и — кто бы мог подумать! — женщины, которые на равных управляли как небольшими домашними предприятиями, так и огромными производствами, зарабатывали внушительные состояния и ворочали огромными по тем (да и по нынешним) временам капиталами. И таких примеров не один и не два, а десятки и сотни.
На протяжении двух с лишним десятков лет историк Галина Ульянова последовательно опровергает миф о безоговорочной подчинённости женщин мужской воле, отсутствии свободы действий, невозможности распоряжаться своей жизнью и их повсеместной забитости. Так что появление книги "Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины–предпринимательницы в России XIX века" выглядит совершенно закономерным и естественным.

Сколько нам открытий чудных…

Галина Ульянова предлагает посмотреть на своих героинь не с самой привычной и распространённой точки зрения — учёного–архивиста, чей взгляд подкреплён впечатляющей доказательной базой, основанной на многочисленных свидетельствах того времени — от законодательных актов до архивных дел и промышленной статистики.
Женщины, решившие открыть собственное дело либо продолжить семейное, согласно российскому законодательству, имели равные с мужчинами (отцами и мужьями в первую очередь) имущественные права, что означало следующее: каждый мог вести свой бизнес, покупать и продавать собственность всеми юридически возможными способами. В отличие, допустим, от Германии или Англии, где девушка, выйдя замуж, утрачивала эти права и при разводе могла остаться ни с чем. Это первое ошеломительное открытие, совершаемое уже на вступительных страницах первой главы. А дальше будут ещё и ещё. Например, окажется, что утончённые аристократки и представительницы высокородных семейств не гнушались занятий бизнесом и вникали во все тонкости работы промышленных предприятий, достигая поразительных коммерческих и финансовых результатов. Так, суконная фабрика графини Прасковьи Потёмкиной в 1814 году произвела почти 400 тыс. метров ткани, а нижегородская фабрика графини Аграфены Закревской ежегодно выпускала свыше 200 тыс. метров суровой материи на сумму 241 425 рублей серебром — в пересчёте на ассигнации сумма увеличивалась втрое. На дворянских предприятиях работали преимущественно крепостные, а вот купчихи и представительницы других сословий чаще использовали труд лично свободных, вольнонаёмных сотрудников.
Разумеется, способы получения имущества и пути вхождения в бизнес у знатных особ, купчих, мещанок и уж тем более крестьянок существенно различались. Галина Ульянова отмечает "кристаллизацию феномена предпринимательства аристократок на праве олигархической исключительности, когда высокое положение их отцов и мужей в административно–бюрократической системе Российской империи приносило им выгодные контракты". В определённых областях (суконной, судостроительной, горнодобывающей, винокуренной и т. п.) масштабные сделки заключались с высшей аристократией, остальным, кому не повезло родиться с золотой ложкой во рту, доставались прочие виды и сферы деятельности. И здесь уже имело значение, каким капиталом располагали предпринимательницы. Не имея серьёзных стартовых преференций, эти женщины тем не менее оказывались способны преодолеть невероятное количество препон ради достижения цели.

Тройка, семёрка, туз

После цифр, статданных, фамилий предпринимательниц и видов их деятельности, названий местностей и фабрик, заводов, опровержений стереотипов и умозаключений первой главы во второй автор переходит от общего к частному — к захватывающим сюжетам о самых разных женщинах — от дворянок до мещанок.
Открывается эта глава рассказом об "усатой княгине" Наталье Голицыной, согласно легенде ставшей прообразом графини в "Пиковой даме". Она прожила почти 100 лет, владела тремя предприятиями (кожевенный и стеклянный заводы, фабрика льняного полотна) в Орловской губернии, была баснословно богата и невероятно скупа. Ещё несколько обладательниц знаменитых фамилий фигурируют здесь. Вера Алексеева — прабабка новатора отечественного театра Константина Станиславского — на протяжении 26 лет владела и управляла одной из старейших и крупнейшей в своей отрасли золотоканительной фабрикой. Наталия Бахрушина — бабушка основателя знаменитого Театрального музея Алексея Бахрушина — руководила большим кожевенным производством, унаследованным после смерти супруга, и весьма преуспела в деле: за 15 лет, что она стояла во главе, вдвое выросло количество рабочих и стоимость произведённой продукции. А Мария Морозова — мать миллионера и мецената Саввы Морозова — сменила скончавшегося мужа: стала директором–распорядителем Никольской мануфактуры. И за время, что находилась на этом посту, основной капитал предприятия вырос в 3 раза — с 5 млн рублей до 15 млн.
Женщины оказывались чувствительнее к конъюнктуре рынка, более гибкими в области маркетинга и рекламы и охотнее внедряли технические новинки в производство. Так, вдова Авдотья Грибова, получившая фабрику по производству шёлковых шалей, быстро уловила модные веяния и начала выпускать шали разных видов, систематически варьируя ассортимент, расширяла контакты и связи за счёт участия во всех всероссийских мануфактурных выставках.
Через частные сюжеты Галина Ульянова создаёт панорамную картину предпринимательской деятельности и уклада жизни множества подданных Российской империи, раз за разом опровергая устоявшиеся представления о женщинах XVIII и XIX столетий. Но один из выводов, который формируется по ходу чтения, звучит так: женщинам не удавалось реализовать себя по причинам не юридического свойства (российская законодательная база была одной из самых прогрессивных для своего времени), а по иным обстоятельствам — например, нагрузка, ложившаяся на плечи матерей семейств, была столь велика, что ресурсов на другие занятия попросту не оставалось.
И всё–таки истории трёх с лишним десятков героинь этой книги последовательно доказывают простую мысль: если не препятствовать женщине в её созидательных и конструктивных устремлениях, реальность будет преобразовываться быстрее, качественнее и с пользой для всех без исключения. Как ни крути, а звучит очень современно.
Победителей премии "Просветитель", учреждённой в 2008 году Дмитрием Зиминым и фондом "Династия", назовут 12 декабря.