Станционный строитель: на рынке связи обострилась проблема импортозамещения

Автор фото: freepik.com

Власти собираются перевести сети 4G и 5G на базовые станции отечественного производства. Операторы в срочном порядке заключают форвардные контракты на поставки. Но эксперты сомневаются, что объёмов производства в России хватит на всех.

На днях глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявил, что государство будет оказывать точечную финансовую поддержку российским производителям базовых станций для сетей 5G и 4G. Операторы обязуются при этом выкупить определённый объём оборудования. Первые станции планируется поставлять уже в 2023 году.

Эксперименты и опыты

Операторы мобильной связи пока неравномерно включились в процесс. "Мы заинтересованы в использовании отечественного оборудования при развитии сети мобильной связи. Сейчас уже тестируем прототипы отечественных решений", — рассказали "ДП" в "МегаФоне". В МТС коротко сообщили, что ведут переговоры с потенциальными поставщиками. В "Билайне" от комментариев отказались.
В конце сентября президент по технической инфраструктуре "Ростелекома" Алексей Сапунов сообщил, что компания планирует получить условно отечественные базовые станции у своей дочки "Булат" (принадлежит "Ростеху"), а полностью отечественные — у компании Yadro.
Главный вопрос, который волнует всех, — существуют ли в стране решения, которые могут обеспечить импортозамещение в столь высокотехнологичной сфере. В январе 2022 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов представил премьер–министру Михаилу Мишустину функциональный макет 4G и 5G на воронежском концерне "Созвездие" холдинга "Росэлектроника". Сообщалось, что оборудование разрабатывается телекоммуникационным вендором "Спектр", который специально создали для реализации дорожной карты 5G.
В июне 2022 года мобильные операторы вместе со "Сколтехом" провели совместное лабораторное тестирование решения 5G Open RAN в рамках ассоциации "Открытые сетевые технологии" в федеральном центре исследований и разработок сетевых решений "МегаФона" в Петербурге. Результаты испытания были признаны успешными.

Челлендж принят

Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей, считает, что заявленные цели по разработке оборудования для сетей 4G и 5G будут выполнены. Поставки в рамках плана Минцифры готовы исполнять два крупных российских вендора.
Он уверен, что "Сколтех" разработал полностью функциональную базовую станцию 5G. "Она состоит из программного обеспечения и оборудования базовой станции. В этом разделении софта и “железа” заключено огромное преимущество нашего решения. ПО может работать не только с теми компонентами, которые готовятся выпускать наши производственные партнёры, но и с теми, которые выпущены другими компаниями", — рассказал он.
На рынке оборудования для мобильных сетей традиционный подход был совершенно противоположным: если вы установили в регионе решение, например от Ericsson, то докупить что–то у конкурента, например у Nokia, уже не получится. Но, по словам Сиволобова, решение "Сколтеха" поддерживает компоненты как российских, так и доступных на рынке иностранных производителей, что является важным в условиях санкционных ограничений.
Летом "Сколтех" на форуме "Микроэлектроника 2022" продемонстрировал своё решение. Помимо софта отечественными в нём являются центральный модуль, распределённый модуль, ядро сети (производство "Аквариус") и приёмопередатчик (разработан "Сколтехом" и произведён на предприятии "Элтекс"). Микроэлектроника при этом зарубежная — в России нет её собственного производства.
Стоит заметить, что потребность в отечественном производстве 4G–оборудования в России возникла только в этом году из–за санкций. Ранее государство было озабочено лишь производством станций для 5G в рамках дорожной карты.
"Мы приняли этот челлендж и сделали решение, которое планируем показать уже весной 2023 года. Причём наше решение наследует все особенности решения 5G: совместимость с разными конфигурациями “железа”, что в наше время очень ценное преимущество", — говорит Сиволобов.
Он замечает, что зарубежные производители отрабатывали свои решения десятилетиями, а "Сколтех" занимается этим всего 2 года. Сейчас он называет собственные изыскания "рабочими". К 2024–му они должны стать "хорошими", а к 2027–2028 годам — "очень хорошими".

Микросхемы в чемодане

Несмотря на оптимизм производителей и разработчиков, экспертов волнует, что в России полностью отсутствует производство нужной микроэлектроники. А объёмы производства отечественного оборудования, даже если его наладят, не смогут удовлетворить спрос операторов. Ведь им необходимо как минимум несколько десятков тысяч базовых станций в год.
Директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв (внесён Минюстом РФ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) обращает внимание, что пока публично демонстрировались лишь прототипы или даже макеты.
"Чтобы производить современное телеком–оборудование, нужны микропроцессоры, микросхемы. Их не делают в России — они находятся под санкционным запретом. Попытки что–то создать были только у двух компаний — Yadro и “Булата”. При этом США ввели санкции против всей российской электроники, включая Yadro. Даже если они попытаются наладить производство или поставки “из–под полы” с китайскими компаниями, то под вторичные санкции попадут уже эти компании. Рискует тот же Huawei. Утверждать, что есть рабочее отечественное телеком–оборудование, я бы не стал", — заявляет он.
Напомним, что США в рамках санкций в сентябре запретили российским компаниям "Аквариус", Yadro, "Байкал Электроникс", МЦСТ и НПЦ "Элвис" доступ не только к американским процессорным архитектурам, но и к зарубежным заводам. Климарёв замечает, что микросхемы можно попробовать ввезти в Россию в условном "чемодане", но партии всё равно не будут большими. Потребности операторов это не удовлетворит.
"Давайте прикинем довольно грубо: в России около 1 млн базовых станций, то есть у каждого оператора их в среднем 250 тыс. Примерно каждый год 5% из них выходят из строя, и им необходима замена. Даже чтобы поддерживать все эти базовые станции в рабочем состоянии, их нужно ежегодно около 50 тыс. И это мы говорим об LTE, а не о 5G. Базовая станция — это как минимум два электронных блока и антенна. Два юнита суммарно весят около 50 кг — и таких нужно 50 тыс. Ввезти 5 тыс. тонн даже по так называемому параллельному импорту в условиях санкций нереально", — утверждает он.
Климарёв напоминает, что 5G — очень тонкая технология, вероятно, самая сложная разработка за всю историю телекома.
"Поэтому говорить, что одна страна может автохтонно создавать эту технологию, немного смешно", — заключает он. Эксперт опасается, что в перспективе эта ситуация грозит масштабной деградацией телекома.
Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков также категорично утверждает, что в России нет собственного оборудования — ни LTE любого поколения, ни 5G. "О строительстве сетей пятого поколения говорили, когда даже ещё прототипов не было. Здесь надо разобраться, кто будет всё это производить и в каких количествах. Всем операторам суммарно необходимы десятки тысяч базовых станций в год. Процесс перехода от одного вендора к другому точечно совершить сложно. То есть замена должна производиться во всём лицензионном регионе. Я этот процесс с трудом представляю", — говорит эксперт.