Ограниченно годны: что мешает развитию инклюзивных кафе в Петербурге

Автор фото: INCLUSIACENTRE.RU

Петербургский общепит неохотно берёт на работу инвалидов и людей с ментальными особенностями. Но заведения, которые это всё же делают, работают вполне успешно.

По данным Федерального реестра инвалидов, на июнь 2022 года в Петербурге зарегистрировано более 507 тыс. людей с различными степенями инвалидности. Трудоспособны из них 121,3 тыс., однако трудоустроены всего 42,6 тыс., то есть 35%. К самым популярным сферам занятости относятся розничная и оптовая торговля, образование и здравоохранение, а также операции с недвижимостью. А вот общественное питание не входит даже в топ–10. В петербургских кафе и ресторанах работают всего 1720 людей с ограниченными возможностями.

Против стереотипов

Эту картину подтверждают данные на платформе hh.ru. Вакансий в общепите с пометкой "инвалидность" там удалось найти только две — ресторан "В чаще" и кафе в аэропорту Пулково–1.
"Да, мы действительно принимаем на работу людей с ограниченными возможностями. Эта тема мне близка, потому что я сама родилась с диагнозом ДЦП. Во времена, когда я росла, на таких людях ставили крест. Благодаря моей маме я живу полноценной жизнью, но я помню, какой это был трудный путь. У нас работают сотрудники, у которых есть дети с ограниченными возможностями. Мы на постоянной основе проводим в нашей кулинарной студии мастер–классы для детей с ограниченными возможностями", — рассказала корреспонденту "ДП" Ксения Бабина, партнёр ресторана и кулинарной студии "В чаще".
При этом она добавляет, что откликов на вакансию пока что практически нет. Возможно, вакансия официанта не подходит инвалидам ввиду различных степеней ограничений.
"Мы можем взять на работу сотрудников с какими–либо проблемами по части здоровья, но, к сожалению, за всё время работы ресторана было всего два отклика от таких людей", — резюмирует она.
Лиза Коваленко, PR–специалистка инклюзивного кафе "Огурцы" и инклюзивных мастерских "Простые вещи", которые принимают на работу людей с ментальными особенностями, говорит, что ввод нового человека в команду — это всегда процесс, требующий внимания и сил. Но такая специфика распространяется как на людей с особенностями, так и на нейротипичных людей. Взрослые люди с ментальными особенностями работают в кафе помощниками бариста, поваров и сотрудниками зала. А слова "инклюзивное кафе" размещены на вывеске заведения.
"За всё время существования кафе помню только один случай, когда человек агрессивно себя вёл: спрашивал с насмешкой значение слова “инклюзия”. Большая часть гостей приходит к нам, потому что уютно, вкусно, сытно и доступно по ценам. Конечно, главная проблема в наличии стереотипов, стигмы и, как следствие, дискриминации в сторону людей с ментальными особенностями. Думаю, так происходит из–за страха. А страх появляется, когда есть что–то неизвестное: нам нигде в широком формате не показывают людей с особенностями, нет такой рекламы, фильмов, культуры", — убеждена Коваленко.

Табу или закон?

Некоторую настороженность работодателей вполне можно объяснить. Заведения общественного питания работают на прибыль, здесь важны скорость и эффективность, нужно выполнять стандарты и поддерживать уровень сервиса. При этом человеку с инвалидностью нужно больше внимания — это требует дополнительных ресурсов и сил, тратить которые готовы далеко не все.
Директор объединения Restograd Александр Ружинский утверждает, что люди с ограниченными возможностями всё же работают во многих заведениях и ресторанных сетях города. Реальных причин, чтобы их не трудоустраивать, у рестораторов нет. По его словам, если человек талантлив, заинтересован и трудолюбив, с трудом можно представить владельца бизнеса, который откажет в предоставлении работы, даже с учётом каких–либо особенностей здоровья или поведения.
"В случае трудоустройства лиц с инвалидностью на работодателя возлагаются определённые обязательства. Таких кандидатов рассматривают более внимательно, чтобы не оказаться под угрозой административного воздействия или штрафов. К сожалению, это так, но рестораторы ничем не отличаются от других работодателей. Наше сообщество активно выступает за то, чтобы люди с ограниченными возможностями оставляли свои заявки на вакансии в сфере общепита. Бывает так, что у компании есть свои правила по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, но в целом табу нет", — говорит эксперт.
С такой позицией согласны не все рестораторы. По словам Романа Савельева, управляющего заведением Easy Breezy, в России увеличилось число компаний, которые приглашают на работу сотрудников с ограниченными возможностями, но в основном это IT, бухгалтерия, делопроизводство, юридическая практика без присутствия в офисе.
"У меня нет возможности брать на работу такой персонал, так как общепит — это очень большая нагрузка и ответственность, а также является травмоопасной профессией. Я как работодатель не могу брать на себя такую ответственность и, конечно, позволить тормозить рабочий процесс. Сотрудники с ограниченными возможностями могут потребовать больше отпускных дней, им нужен гибкий и свободный график и неполная занятость", — говорит он.
Примечательно, что формально трудоустройство инвалидов является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в вакансии именно из–за его инвалидности попросту нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть недостаточный уровень профессиональных знаний или их полное отсутствие.

Опасные комплименты

Ресторатор Екатерина Бокучава убеждена, что нужно давать возможность человеку с ограниченными возможностями работать, если это не вызывает у него физического дискомфорта. Однако, по её словам, наше общество ещё не совсем готово к этому.
Впрочем, трудно работать в сфере общепита не только инвалидам, но и людям, которые, например, являются выходцами из детских домов. В кофейне "Спэшл", где персонал частично формируется как раз их них, сотрудникам бывает трудно реагировать даже на комплименты. Не говоря уже о том, чтобы эффективно справляться с конфликтными гостями.
"В их жизни было не много добрых слов и похвалы, поэтому такие ситуации приводят их в ступор. Сообщить о правилах поведения или попросить не приносить свою еду в кофейню — очень трудно для юных бариста. Сказать взрослому человеку спокойно и вежливо о том, что он не прав, не принимать оскорбления на свой счёт — тоже новый для них опыт. Гости удивляются реакциям наших бариста. Было несколько случаев, когда писали отзывы по этому поводу. Я всегда подробно объясняю людям причину необычной реакции, и они с пониманием и поддержкой начинают относиться к этим ситуациям", — говорит представитель кофейни.