В Калининграде заявили о риске остановки производств из-за проблем с транзитом

Автор фото: Тихонов Михаил
Калининградские предприниматели назвали ситуацию с ограничением железнодорожного транзита в регион критической.
Проблема обсуждалась на заседании комитета по транспорту и таможенной политике в Калининградской торгово-промышленной палате во вторник, 13 сентября.
Альтернативные линии не справляются с потоком грузов, заявил директор по логистике и развитию ООО "Новик Логистик" Виктор Фоминский.
По его словам, мест на судах не хватает: только у этого перевозчика стоит в очереди порядка 600 "теусов" (20-футовых ISO-контейнеров). "Ситуация критическая, клиенты нервничают, останавливаются производства", — сказал Фоминский (цитата по изданию "Новый Калининград").
Перевозчики оценивают объём подсанкционных грузов в 80%, они могут транспортироваться только морским путём. Проблему может решить увеличение специализированных судов на паромной линии, то есть контейнеры должны перевозить контейнерные суда, сборные грузы — сухогрузы, накатную технику — специализированные паромы. Сейчас очередь на грузовые паромы составляет около двух–трёх месяцев, пишет "Калининград.ru".
Европейский транзит и импорт товаров из Евросоюза в Калининградскую область почти прекратился, также констатировал перевозчик. По словам Фоминского, погранпереходы на границе с Польшей "фактически заблокированы", отдельные европейские грузы везут в обход.
Кроме того, Калининградская область уже практически выбрала квоты, установленные Литвой на каждый из подсанкционных товаров. Представитель территориального центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Юматова сообщила, что до конца года в регион можно ввезти по железной дороге всего 41 тыс. тонн цемента — при том, что только за август цемента было доставлено 66,5 тыс. тонн. В региональном министерстве развития инфраструктуры эти данные опровергли: по словам министра Евгении Кукушкиной, оставшаяся квота на цемент оценивается в 70 тыс. тонн, при этом основной поставщик этого материала "Евроцемент" переориентируется на поставку цемента сухогрузами.
Кукушкина также сообщила, что на субсидирование морских перевозок Калининградской области будет выделено 1,3 млрд рублей, постановление правительства РФ готовится и будет принято в ближайшие дни. Действие документа будет распространяться на весь период ограничений по транзиту, то есть с 18 июня.
Калининградский губернатор Антон Алиханов сообщал президенту РФ Владимиру Путину об очередях на паромы и просил об увеличении паромных мощностей. Алиханов отметил, что в начале 2022 года на линии Усть-Луга – Балтийск работали два парома, сейчас на этой линии восемь судов, но и их не хватает для удовлетворения спроса.
Проблему с калининградским транзитом обострил литовский Шяуляй-банк, объявивший о прекращении всех расчётов с Россией с 1 сентября, в том числе за грузоперевозки через Литву. 1 сентября сообщалось, что Литовские железные дороги получили аванс за транзит на сумму 2,5 млн евро, что обеспечит 3–4 недели грузоперевозок.