Пристальный надзор: дайджест законодательных новинок сентября

Автор фото: Shutterstock

Защита собственников жилья, ужесточение контроля за рекламой и передачей персональных данных.

Новые правила раздела долей собственников жилых помещений

С сентября вступают в силу изменения в Семейный кодекс, которые приняли Федеральным законом 14 июля 2022 года. По новым правилам владелец жилья не может создавать доли в праве собственности, если эти доли для каждого из собственников составляют менее 6 м2. Изменение не будет применяться, если такая доля была получена в качестве наследства или в случае приватизации жилых помещений. Во всех остальных ситуациях при нарушении новой нормы сделки будут являться ничтожными.
Кроме того, теперь один из супругов — владельцев жилья сможет требовать признания сделки по распоряжению имуществом недействительной, если для её заключения не было получено его нотариально удостоверенное согласие.
Согласно Гражданскому кодексу, при разводе супруги получают равные доли — 50/50. Однако, согласно новым поправкам, суд сможет отступить от правила равенства долей супругов, например если один из них своими действиями привёл к уменьшению общего имущества.
Изменения запретили микродоли в праве собственности недвижимости. До этого закон не устанавливал размер доли в квартире, которая может находиться в собственности. В результате можно было купить квадратный метр или даже его половину. Эта ситуация создала проблему "резиновых квартир" с множеством собственников.

Штрафы за понуждение потребителей к передаче персональных данных

Вступили в силу поправки к закону "О защите прав потребителей" — продавцам, исполнителям и маркетплейсам запретили отказывать в обслуживании клиентов из–за их нежелания предоставлять свои персональные данные. За нарушение предусмотрена административная ответственность: от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц и от 30 тыс. до 50 тыс. для компаний. Закон приняли в конце мая 2022 года.
Авторы поправок отмечали, что закон направлен на ограничение практики принудительного предоставления персональных данных потребителями, когда наличие этих данных не связано непосредственно с исполнением договора.
Наказывать не будут, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или связано с исполнением договора с потребителем. Например, в случае доставки продуктов или товаров — для этого нужен адрес и контактный номер клиента. Без персональных данных продавец не сможет исполнить договор.

Правила работы с персональными данными ужесточаются

Власти усиливают контроль за операторами персональных данных граждан. В июле этого года они внесли изменения в законы "О персональных данных" и "О банках и банковской деятельности", которые начнут работать с осени. Компании, которые собирают, хранят и обрабатывают любые персональные данные, обязаны уведомлять Роскомнадзор о каждом случае передачи персональных данных за границу. Это касается как крупных банков или операторов связи, так и небольших фирм, собирающих имейлы для рассылки или аналитики продаж.
В Роскомнадзор нужно передавать контактные данные получателя персональной информации, а также согласовывать с ведомством меры защиты. Ведомство при этом может запретить передачу данных.
Также все операторы, работающие с личной информацией, должны подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) и самостоятельно информировать ФСБ обо всех случаях, из–за которых могла произойти утечка персональных данных.
В случае утечки данных у компании есть всего 24 часа для уведомления Роскомнадзора, определения причины инцидента и оценки его последствий.

Контроль рекламы в интернете

Ещё одной сферой, которую государство решило взять под свой контроль, стала онлайн–реклама.
Вступили в силу поправки в законе "О рекламе". Теперь Роскомнадзор будет заниматься учётом, хранением и обработкой информации о рекламе, распространяемой в интернете. Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны предоставлять ведомству сведения о размещённых ими объявлениях.
Требования не распространяются на социальную рекламу.
Если компания не предоставит нужную информацию, её привлекут к ответственности. Однако в законе не указано к какой.
После получения всех данных Роскомнадзор сможет передать их в антимонопольные, налоговые и другие органы, перечень которых определит правительство.
Кроме того, нововведение запретило скрытую рекламу. Рекламный контент обязательно должен выходить с пометкой "реклама" и содержать сведения о рекламодателе.

Упрощён порядок получения пособий

С 1 сентября новые меры соцподдержки будут назначаться без справок. Для этого может даже не понадобиться заявление — пособие установят автоматически после возникновения у человека права на него. До конца 2023 года на такую систему переведут все пособия и выплаты, которые начисляются из федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Соответствующий закон подготовили в министерстве труда.
По словам министра труда и социальной защиты Антона Котякова, помощь гражданам станет доступнее и будет оказываться быстрее и проще.
О нуждающихся в мерах поддержки станет известно из единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Через эту систему будут начислять льготы и пособия.
В ЕГИССО доступна функция "Социальный калькулятор". Заведя свои данные в личном кабинете, пользователь может увидеть все пособия и льготы, которые ему положены.