О финансах по модулю: школьников научат отличать акции от облигаций

Автор фото: Сергей Коньков
На четвёртом десятке лет строительства рыночной экономики российских школьников наконец начнут учить финансовой грамотности. Как предполагается, это будет не какой–то специальный предмет или курс — новые федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают введение с сентября 2022 года отдельных модулей финансовой грамотности в школьные предметы. Как сообщил 26 июля Банк России, он разработал более 70 сценариев уроков, которые позволят "встроить" финансовые знания в основные предметы: математику, обществознание и окружающий мир.
"Например, на уроках обществознания предлагается рассмотреть варианты страхования и банковских вкладов. На математике можно рассчитать налоги и составить личный финансовый план, — рассказала пресс–служба ЦБ. — Кроме того, школьники научатся распознавать схемы мошенников и поймут, как им противостоять. Отдельной темой станут цифровые сервисы и способы защиты персональных данных".
Идея несколько запоздалая, но здравая: если бы детей начали обучать правилам обращения с деньгами, принципам формирования бюджета, в том числе семейного, государству пришлось бы меньше сил тратить на борьбу с финансовыми мошенниками. Вопрос в реализации. Школы в последнее время превратились в крайне забюрократизированные структуры, а учителя всё больше напоминают менеджеров проектов, которым важно отчитаться о достигнутых показателях и потраченных ресурсах.
В такой ситуации, к примеру, преподаватель математики в первую очередь будет озабочен тем, чтобы ребёнок сперва разобрался с синусами, косинусами и логарифмами, а уже потом, если останется время, с расчётами доходностей ценных бумаг. И в итоге большинство учителей, сославшись на занятость, нехватку времени, перегрузки, про финансовую грамотность попросту забудут или проигнорируют. Хотя, несомненно, найдутся энтузиасты, которые к 70 сценариям, разработанным в ЦБ, придумают ещё с десяток своих.
Поэтому уповать на то, что после окончания школы учащиеся смогут уверенно отличать акции от облигаций, аргументированно отказываться от навязчивых предложений служб продаж кредитных организаций и, главное, грамотно распоряжаться собственными деньгами, не приходится. Получится это только у тех, кто сам заинтересован в таких знаниях и представляет, где их можно получить.