Десять друзей Мишустина: чем поможет Петербургу новый вице-премьер

Автор фото: "ДП"

Результаты внеочередного заседания Госдумы 15 июля почти не удивили: как и ожидалось, главу Минпромторга Дениса Мантурова повысили до 10-го заместителя Михаила Мишустина, а вице-премьер Юрий Борисов ушёл в отставку и возглавил "Роскосмос" взамен Дмитрия Рогозина. Неожиданностью, разве что, стала ликвидация 11-й должности зампреда, введённой аккурат перед повышением Мантурова, из-за чего количество вице-премьеров в итоге не изменилось.

Выступая перед депутатами новый вице-премьер обозначил, что нужно отказаться от абсолютно рыночной промышленной политики в пользу политики технологического суверенитета, решив основные задачи по импортозамещению, консолидации предприятий, локализации производств и перестройке логистики. "ДП "разбирался, как назначение нового вице-премьера может повлиять на промышленность Петербурга, насколько оправдан полный отказ от зарубежных товаров и какие ещё кадровые перестановки могут произойти в правительстве.

Очень странные дела

Тот факт, что Денис Мантуров будет курировать гражданскую и оборонную промышленность в качестве вице-премьера, многие восприняли с удивлением. Опрошенные "ДП" эксперты в какой-то степени разделяют распространённое мнение, что последние 10 лет работа Минпромторга не отличалась высокой эффективностью.
"Ситуация двоякая: с одной стороны — целый ряд отраслей при Мантурове развивался достаточно позитивно, но ситуация с импортозамещением и развитием областей, связанных с освоением новых технологий и новых компетенций, вызывает много вопросов. В нынешних жёстких условиях выяснилось, что всё заметно хуже, чем можно было предположить на основе отчётов Минпромторга, — отмечает политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — По целому ряду ключевых направлений замещение не сработало: технологий у нас нет, поставок нет, а сами мы до сих пор критически зависим от поставок из-за рубежа".
Особенно ярко после начала СВО проявились проблемы с локализацией. Например, во время запуска "Сапсанов" в Петербурге предполагалось, что сначала мы закупаем поезда, а потом в течение нескольких лет начинаем их производить самостоятельно. Сейчас Россия испытывает серьёзные проблемы с высокоскоростными грузоперевозками, а "РЖД" втянулась в судебный спор с Siemens Mobility GmbH с надеждой, что компании запретят обращаться в международные судебные инстанции по спорам о ремонте этих поездов.
Что касается автопроизводства, ещё до начала СВО долю произведённых внутри страны комплектующих для этой отрасли планировалось поэтапно нарастить с 40 до 80%. "Судя по всему это тоже сделано не было, потому и автомобильная промышленность сейчас находится в состоянии клинической смерти. Аналогичная ситуация с авиастроением :в своё время был сделан выбор в пользу проектов Sukhoi Superjet и МС-21, однако Sukhoi Superjet так и не стал флагманом наших авиаперевозчиков. Словом, под руководством Мантурова осуществить импортозамещение до последнего дня не получилось", — резюмирует Дмитрий Солонников.

Импортная игла

Отвечая на вопрос, как в Петербурге последние 8 лет продвигалась работа по импортозамещению и локализации производства, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (ТПП СПб) Елена Желтухина сообщила, что в июне 2014 года самыми зависимыми от поставок импортной продукции и технологий были категории: станкостроение (доля импорта в потреблении — более 90%); тяжёлое машиностроение (60–80%); лёгкая промышленность (70–90%), радиоэлектронная промышленность (80–90%); фармацевтическая и медицинская промышленность (70–80%); машиностроение для пищевой промышленности (60–80%).
При этом в настоящее время, по данным ТПП СПб, положительный опыт по локализации производств в Петербурге показывают фармацевтическая и медицинская промышленность, производство машин и оборудования, автомобилестроение, легкая промышленность (в том числе производство мебели, специальной одежды и обуви). Наблюдаются положительные тенденции и в судостроительной отрасли.
Во время своего назначения на новую должность глава Минпромторга пообещал, что Россия будет реализовывать "программы импортозамещения и импортоопережения" и формировать новые каналы связи для поставок критически важных компонентов. При этом вице-премьер признал, что объём производства в обрабатывающей промышленности сократится по итогам года на 6%, а наибольшее падение ожидает автопром: объём продаж и производства авто в России снизится на 50% по итогам этого года.
"Импортозамещение — это сейчас основное. Если страна не получит возможность самостоятельно производить разные продукты, комплектующие и получать технологии — выхода из нынешнего кризиса не произойдёт, — объясняет Солонников. — И делать это нужно быстро и оперативно. Поэтому сосредоточение в одних руках всех полномочий в данной ситуации — с аппаратно-административной, управленческой точки зрения — абсолютно правильное. Если считается, что руки Мантурова в этом отношении самое лучшее — значит, такое мнение у руководства страны".

Карточный домик

Генеральный директор Института политических исследований, доверенное лицо президента Владимира Путина, член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и сопредседатель Совета по национальной стратегии Сергей Марков согласен, что пост вице-премьера Мантуров получил не персонально, а прежде всего как министр промышленности, который может использовать полученные полномочия, чтобы сосредоточить на российской промышленности ресурсы и усилия всех ключевых дня неё министерств. А вот сказать, кто мог бы получить эту должность вместо Дениса Мантурова не смог ни один из политологов. Сергей Марков объясняет это безликостью чиновничьего аппарата, который абсолютно взаимозаменяем.
"Практика показывает, что скамейка запасных у Путина огромная. Поэтому когда речь заходит о перестановках, проблем с этим не возникает: все чиновники заменяемые, нет каких-то ярких персон, эта система формировалась долгое время. И надо отметить, что это один из её плюсов: такая расстановка сил исключает сильную личную зависимость и получается, что система важнее, чем персоналии", — говорит член СВОП.
С другой стороны нежелание инкропорировать новых людей в управление страной во многом продиктовано подходом "пусть останется как есть, но хотя бы не развалится". И если в благоприятных условиях этот постулат мешает развитию промышленности и бизнеса, то при нынешней ситуации скорее играет на руку.
"Одни и те же персонажи отвечают за управление страной в совершенно разных условиях: конца 90-х, "жирных" нулевых, кризиса 2008 года, сейчас… И внешние факторы абсолютно различны, и принцип работы экономики и промышленности постоянно меняются, а реализуют всё это одни и те же люди, с одними же и теми подходами. Конечно, это не лучшее, что могло бы быть, но отдавать предпочтение людям, которые худо-бедно руководят определенными направлениями без серьёзных провалов безопаснее, чем новой команде, которая может не справиться с поставленной задачей. Поэтому когда ставят Мантурова, искренне рассчитывают, что и он сам, и " Ростех " с его возможностями будут работать с промышленностью, стабилизируют положение и будут микшировать риски", считает Дмитрий Солонников.

Мне повезёт

Отталкиваясь от предыдущей мысли можно предположить, что от повышения Дениса Мантурова в Петербурге прежде всего выиграют компании, пакеты акций которых уже переданы в состав "Ростеха". Среди них — "Остерм СПБ", "Ригель", "Ленэлектронмаш" (машиностроение), "ОДК-Климов" — ведущий разработчик газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, корпорация "Аэрокосмическое оборудование", различные радиоэлектронные НИИ, опытно-конструкторские бюро, предприятия и др. Словом, одни из основных для города и наиболее пострадавших от санкций отраслей.
Мощную поддержку, судя по тому, что Мантуров назвал их "хребтом российской промышленности", получат и оборонно-промышленные предприятия, которые занимают ведущее место в экономике Петербурга. Речь, в частности, идёт об "АБС Гидро" и "51 ЦКТИС" (военное судостроение), НПП "Ана" (амуниция и снаряжение), "Армалит" (энергетическое машиностроение), концерн "Алмаз-антей", который занимается разработкой и выпуском вооружений для ПВО и ПРО, а также наиболее продвинутые в Петербурге машиностроительная, судостроительная, и химическая отрасли: "Экохим" и "Нордсинтез", предприятия под флагами Кировского завода" и "Объединённой судостроительная корпорации" (ОСК), в частности — Адмиралтейские верфи, и многие другие.
Большое внимание, судя по всему, будет уделяться и развитию технопарков, а также инвестиционным проектам по разработке производств и сервисному обслуживанию. Один из недавних примеров — соглашение о сотрудничестве между Петербургом и "ОДК Климов" в рамках которого будет создан производственно-конструкторский комплекс для сборки и сопровождения производства авиационных газотурбинных двигателей. По словам гендиректора АО ОДК Александра Артюхова, сейчас перед предприятием стоит задача в два раза увеличить выпуск продукции.
Елена Желтухина в свою очередь полагает, что активнее всего сокращать уровень импортной продукции в Петербурге прежде всего должны предприятия станкостроительной отрасли, радиоэлектронной промышленности и энергетического машиностроения. Это возможно при углублении локализации по комплектующим и различной господдержке для местных производителей. Однако на практике, даже при постепенной адаптации, всё может оказаться немного сложнее.

Ожидания и реальность

По итогам прошлого года Петербург стал вторым регионом РФ по объёму экспорта (+40% к 2020 г.), а его доля в структуре общероссийского экспорта составила 6,1%. Как сообщали в Минэкономразвития — лидерами в структуре экспорта стали категории "минеральные продукты" (68,7%), "машины, оборудование и транспортные средства" (11%), "металлы и изделия из них" (4,9%), "древесина и целлюлозно-бумажные изделия" — (4,2%). Какими будут эти показатели к концу 2022 года сказать пока трудно, однако в дальнейшем санкции в любом случае скажутся на внешнеторговом балансе Петербурга. Наверняка изменятся и показатели по экспорту среди МСП, которые к концу 2021-го составили 91,2% от общего числа экспортеров.
Аналитики с сожалением отмечают, что даже на фоне ускоренного импортозамещения российские предприятия не смогут в короткие сроки начать выпуск продукции, не уступающей по качеству санкционной. И это уже не говоря о товарах, которые будут конкурентоспособны за рубежом — на это уйдут десятилетия разработок. Есть и другая загвоздка — на фоне глобального импортозамещения в Петербурге могут пострадать предприятия, которые получают большую часть выручки за счёт экспорта. Такое предположение можно сделать, опираясь на результаты исследования кандидата экономических наук, доцента, директора Аналитического центра, НИУ ВШЭ Анны Федюниной и студентки НИУ ВШЭ Юлии Аверьяновой, где сделаны следующие выводы:
"Широко представленные на внешних рынках фирмы (с относительно более высокой долей экспортных доходов), в большей степени зависимы от импортных полуфабрикатов, машин и оборудования, чем фирмы с незначительной долей экспорта.<…>. С одной стороны, бóльшая конкурентоспособность фирм экспортеров связана с возможностью использовать более качественные полуфабрикаты и работать на более совершенном иностранном оборудовании. Следовательно, меры по импортозамещению и стимулированию предприятий к приобретению российских комплектующих могут весьма негативно сказываться на конкурентоспособности российских экспортёров».
Так, например, петербургский производитель оптических компонентов и приборов для науки и промышленности "Тидекс" в сытые 2000-е годы получал от экспортной выручки порядка 97%. К 2012 году за счёт роста внутренних продаж доля экспорта снизилась до 80% выручки, а в 2017 году доля внутренних продаж впервые за всю историю превысила экспорт (58%). Для подобных компаний отказ от зарубежного оборудования и технологий поначалу скажется на качестве и объёмах производимой продукции, а потом и вовсе может привести к разорению.
Учитывая, что по данным Федеральной таможенной службы РФ за 2021 год, Петербург стал вторым в стране по доле экспорта во внешнеторговом обороте (52,9%), в непростой ситуации могут оказаться примерно 6,5 тыс. компаний. И это уже не говоря о том, что такие глобальные процессы как локализация и импортозамещение требуют серьёзных денежных вложений.

Где брать деньги

Исполнительный директор департамента рынка капиталов инвестиционной компании "ИВА Партнерс" Артём Тузов полагает, что бизнес мог бы комфортно брать кредиты на развитие и импортозамещение при ключевой ставке как в США или ЕС, однако сейчас о таких показателях не приходится даже мечтать.
"Раньше ЦБ РФ специально создавал спред между ставками, для привлечения иностранных инвесторов. Сейчас это уже не актуально. Можно спред между ставками убрать и снизить ключевую под 1–2%. Иностранных инвесторов в РФ в ближайшие годы можно не ждать. А низкая ключевая поможет российским инвесторам. [При этом] кредитование, — даже под ноль процентов,—никак не поможет, если не будет гарантий по сбыту. А в условиях конкуренции, пока будет строиться завод под импортозамещение, на это место придёт Китай. [Также] нужны целевые программы долгосрочных контрактов "поставщик-потребители", под которые выделяется льготное кредитование. Без такой связки можно остаться в ситуации, которая уже много раз была в РФ: когда за счёт льготного кредитования построен завод, продукция которого никому не нужна", предостерегает эксперт.
Не до конца понятно, и какие меры поддержки будут оказываться тем же автомобильным заводам. Помимо того, что Минпромторг рассчитывает сделать упор на выпуск электрокаров, в новую льготную программу по стимулированию спроса, как и предполагал "ДП", вошли только несколько производителей отечественных автомобилей, в то время как петербургские заводы Hyundai, Toyota и Nissan, остановившие конвейер ещё весной, простаивают без дела. При этом эксперты не исключают, что дело скорее всего заключается в желании сэкономить, поэтому их наверняка включат в эту программу после возобновления работы. По словам вице-губернатора Северной столицы Кирилла Полякова, это может произойти в сентябре этого года.
При этом кредитная поддержка российскому бизнесу, по данным Минэкономики, всё же оказывается. Так, системообразующим предприятиям, выдано около 960 млрд рублей (более 50% лимита), МСП – 450 млрд рублей (свыше 50% лимита), по программе льготного финансирования импорта выдано 2,5 млрд рублей при лимите в 800 млрд, причём, в основном, оборотных.

Много вопросов

Возвращаясь к теме кадровых перестановок стоит отметить следующее: опрошенные "ДП" политологи полагают, что замена Юрия Борисова на Дениса Мантурова и увольнение Рогозина из главной космической корпорации страны прежде всего говорит о том, что они не справились с поставленными задачами, хотя в Кремле подобные заявления отрицают.
"За последние годы прорывов в отраслях, за которые до недавнего времени как вице-премьер отвечал Борисов, у нас никаких не было: если и есть целый ряд лучших в мире технологий в АПК, то с космосом (не говоря о проблемах с импортозамещением) отставание продолжает нарастать, Никаких прорывных технологий за последние десятилетия " Роскосмос " представить не смог. Да и говорить о том, что это изменится под руководством Борисова, наверное, не приходится", говорит Дмитрий Солонников.
Появится ли в правительстве отдельный вице-премьер, которому отдадут полномочия по вопросам СВО и восстановлению территорий ЛДНР, говорить пока рано, однако в условиях напряжённой геополитической обстановки в российском правительстве действительно могут появиться и временные должности, и ведомства, которые будут решать сиюминутные задачи. С большой вероятностью изменится и состав финансового блока, прогнозирует политолог:
"На мой взгляд, стоит прояснить ситуацию с вывезенными из страны сотнями миллиардов долларов золотовалютных резервов, арестованных на западе, которые уже никогда не вернут. Понять, всё же, а что это было? Зачем ЦБ продолжал выводить деньги за рубеж, если об ухудшении международной ситуации мы знали в январе–декабре, а прогнозы об обострении были ещё в конце осени. Кому они этим пытались помочь и насколько это было согласовано с другими институтами руководящими финансовым блоком?" — отмечает эксперт.
А вот скорую отставку Михаила Мишустина с поста председателя правительства РФ, о возможности которой писал ряд СМИ, опрошенные "ДП" эксперты считают очень маловероятной и прежде всего — по причине "сверхэффективной работы правительства" в последние месяцы". "В условиях трудноведущейся СВО и массированной санкционной атаки Запада заниматься кадровой чехардой — значит создавать ещё одну большую проблему для системы, — соглашается политолог Сергей Марков. — Есть и вторая причина: в условиях внешнего давления происходит консолидация правящего класса и из него стараются никого не выкидывать. Во-первых, чтобы повысить внутреннюю лояльность и дисциплину, а во-вторых — чтобы не было предателей". При это к концу III-го-началу IV квартала Россия должна столкнуться с ещё более серьёзными вызовами, поэтому сотрудников МИД или Минобороны кадровые перестановки обойдут стороной,
Другое дело — блок здравоохранения. На фоне очередного подъёма заболеваемости COVID-19 и требований вернуть карантинные меры, "наверху" наверняка будут задаваться вопросами: насколько нам это нужно сегодня? Правильно ли мы делали в начале пандемии? Тем более, когда изначальные прогнозы по смертности не оправдались (как, впрочем, и намеченные ещё в 2014 году показатели по импортозамещению)
Беда лишь в том, что оценить правильность тех или иных шагов получится гораздо позже, глядя на происходящее сегодня как на уже свершившийся факт. И как позывает жизнь, нынешние проблемы могут не иметь совершенно никакого значения уже завтра. В начале пандемии все очень боялись 5 млн смертей, оттачивали правильную технику по намыливанию рук и неделями не выходили из дома. Однако чем больше времени проходит с начала СВО, тем громче и чаще в голове звучит вызывающий усмешку вопрос: "А помните, был такой коронавирус"?