Импорт закончился: производителям медтехники начислят проходные баллы

Автор фото: ТАСС

Правительство намерено ввести балльную систему для оценки локализации производства медицинской техники. Между тем отрасль, критически зависимая от импорта, нуждается совсем в другом.

Замглавы Минпромторга РФ Василий Шпак подтвердил, что ведомство не отказывается от идеи ввести балльную систему, при помощи которой будет определяться, какое оборудование может войти в реестр российской радиоэлектронной продукции. В первую очередь баллы начнут раздавать вычислительной технике, затем — телекоммуникационному оборудованию. Медтехника, где ситуация с импортозамещением близка к катастрофической, стоит в очереди третьей.
Эксперты указывают на то, что прямо сейчас наладить производство всей необходимой техники и оборудования попросту невозможно.
По данным Счётной палаты за 2020 год (более новых данных пока нет), импортозамещено у нас лишь порядка 29% оборудования. Так что более актуальная проблема — обеспечение бесперебойной работы импортных приборов, которые уже стоят в больницах и поликлиниках. А для этого необходимы запчасти, ввозить которые в Россию с каждым днём становится всё сложнее.
"Сегодня путь медицинского оборудования в Россию длинный и непростой. Зачастую какая–то маленькая микросхема полностью останавливает поставки оборудования и его ждут по 6–9 месяцев, а то и больше", — рассказывает Елена Кириленко, генеральный директор "Келеанз Медикал".
К механизму параллельного импорта, который преподносится буквально как панацея от всех бед, специалисты относятся со скепсисом в силу специфики рынка.
"Выстроенная система производства медицинского оборудования и регистрации медицинской деятельности на территории РФ в текущей ситуации не позволяет завозить оборудование, которое не идентифицировано производителем, то есть обезличено. Всё всегда заказывается жёстко под проект, и очень малое количество оборудования завозилось просто на склады. То есть должны быть какие–то очень понятные расходные материалы или очень понятные аппараты, которые всегда выпускаются одинаково и никаким образом не комплектуются никакими опциями", — объясняет Серей Фурманчук, управляющий партнёр инженерного бюро "Хоссер".
Елена Кириленко подтверждает, что все запчасти и комплектующие поставляются только под конкретное оборудование с конкретными серийными номерами. "Мы неоднократно сталкивались с тем, что при запросе каких–то комплектующих, даже через другие страны, производитель категорически идёт в отказ: “это в дальнейшем попадёт в Россию, поэтому нет”. Это большая проблема, ведь оборудование сегодня очень интенсивно эксплуатируется, в том числе и из–за пандемии коронавируса, появляются новые инфекции, а с запчастями вот такая ситуация", — описывает она текущие реалии.
В итоге получается, что от параллельного импорта не выигрывает никто. Зато действительно можно говорить о шансе для отечественных производителей, перед которыми открывается окно возможностей. Но здесь есть другие сложности. Высокотехнологичное производство действительно нуждается в господдержке. Но выражаться она должна не в дополнительных критериях, которым нужно соответствовать, и баллах, которые нужно заслужить, а прежде всего в снижении административных барьеров.
"При замене одного электрического провода, допустим при производстве томографа, ты обязан по кругу заново проходить систему сертификации и проверки производства. У европейцев, американцев это просто уведомительный порядок. У нас — это процедура, на которой зарабатывает огромное количество экспертов и всех остальных ребят. Вот это точно желательно бы поменять. Это позволит российским производителям быстрее и качественнее разрабатывать новые виды медицинских изделий", — уверен Серей Фурманчук.