Ради искусства: уникальные события помогают арт-индустрии выстоять в кризис

22 галереи и произведения 120 художников — таким стал старт новой традиции, необходимость появления которой именно в Петербурге обсуждали несколько лет. С 16 по 19 июня в Центральном выставочном зале "Манеж" проходила ярмарка современного искусства "1703". За 4 дня экспозицию посетили более 10 тыс. человек.

Ярмарка была включена в культурную программу ПМЭФ — это позволило расширить аудиторию мероприятия за счёт гостей города, а также заложить базу для маркетинговой стратегии на будущее. Успех проекта имеет и вполне конкретные финансовые показатели: галереи сумели реализовать более 150 работ. Изначально же совокупная стоимость представленных произведений оценивалась в 200 млн. Однако в рамках ярмарки работали не только коммерческие секции. Близкое знакомство зрителя с современным искусством во всём многообразии форм и жанров — традиционный вид поддержки участников арт-индустрии.
План организаторов — сделать мероприятие ежегодным в статусе самой крупной по разнообразию и масштабу российской ярмарки. Как говорится — где, если не в Петербурге? И название лаконично намекает на прописку нового мероприятия. Предполагается, что "цифровой" код "1703" должен стать частью культурного — и вырасти в ещё один знаковый бренд, прочно ассоциирующийся с Северной столицей. По словам генерального директора Фонда поддержки культурных инициатив "Газпрома" Вадима Навоенко, название-образ одновременно подчёркивает богатое наследие города и его открытость новаторству и смелым идеям. Хотя акцент сделан на дате основания Петербурга, первая ярмарка всё же приурочена к торжествам по случаю 350-летия Петра I.
Собственно, организатором арт-события является ПАО "Газпром", в портфеле которого немало проектов по поддержке культуры и искусства. "Слоган "1703" — "Вдохновлена городом". Мы всегда будем делать определённый акцент на петербургских представителях арт-мира, но всё же адресуем ярмарку участникам и гостям со всей России и из зарубежных стран, — приводит слова Вадима Навоенко пресс-служба компании. — Надеемся, "1703" станет драйвером для арт-сообщества и в будущем мы сможем сформировать целый пул событий на разных городских площадках Петербурга в период проведения ярмарки».
Судя же по отзывам участников, проект оказался весьма своевременным — в пластах "бизнес для бизнеса" и "поддержка творческой личности". И как всегда — ко двору в культурной столице.

Всё по стендам

На площадке были созданы три секции: "Коллекции", "Галереи" и "Цифровое искусство". Первая — стала своеобразным проводником для неискушённого и опытного зрителя к другим "блокам" ярмарки, где можно было не только созерцать, но и покупать. В секции "Коллекции" были представлены две выставки: "ОДИННАДЦАТЬ" — по названию участников группы, чьи работы составляют экспозицию от петербургской KGallery; "Мир фотоплоскости" — шедевры ведущих мастеров отечественной и зарубежной фотографии второй половины ХХ века, собранные московским центром визуальной культуры Beton; а также проект To Be With Art — более 50 произведений из частных коллекций игроков клуба "Зенит" и Marina Gisich Gallery.
Также три основных участника и в секции "Цифровое искусство". Из Москвы Generative Gallery привезла phygital-выставку: с мультимедийными инсталляциями, объектами и видео, сопровождаемыми NFT-токенами. Как видят пластику нового цифрового тела молодые медиахудожники из Казахстана и России, позволил оценить проект "Химеры", предложенный зрителю командой Masters digital. А центр Art & Science Университета ИТМО представил работы студентов и выпускников, созданные посредством сплава технологий, науки и искусства.
Секция "Галерея" была, пожалуй, самой разноплановой. Здесь можно было увидеть работы получивших известность авторов, а также коллективов, "звучало" и много новых имён. Предметы искусства апеллировали к разным временным отрезкам, поднимали различные темы. Но и здесь прослеживалась единая линия: исторические отсылки, оммажи, другое прочтение художественного стиля. Кроме того, все представленные здесь работы можно было купить.
"Мне кажется, что ярмарка современного искусства — тот формат, который даёт зрителю ещё одну степень свободы в отношениях с искусством, то есть возможность приобрести это искусство, — считает директор ЦВЗ "Манеж" Павел Пригара. — Конечно, Петербург в целом воспринимается как культурная столица России, место, наполненное искусством в больших музеях и просто в открытой городской среде. И может быть, в связи с этим петербургский зритель воспринимается в целом как очень консервативный. И честно признаюсь, к продаже искусства петербуржцы относятся с некоторой осторожностью. Поэтому в этом проекте, мне кажется, было найдено удачное решение, когда он разделён на два уровня: первый — показывает коллекции, которые уже находятся в частных руках, вторая часть — посвящена классическому ярмарочному формату, где зритель может не просто посмотреть, что прямо сейчас происходит в современном искусстве России, но ещё и оставить его себе, соединить себя с современным искусством. Может быть, в определённом смысле идентифицируя себя с настоящим временем, с будущим. Это большой разговор и, мне кажется, важный и для России, и для петербургского зрителя в особенности".

Увидеть и понять

Также проект включал просветительский элемент — и эту особенность ярмарки высоко оценили многие гости. За этот блок во многом отвечал партнёр выставки — школа Masters. Во многом — потому что многие галеристы и сами активно общались с гостями, ликвидируя пробелы в их знаниях о современном искусстве и нюансах коллекционирования. В официальной же программе по расписанию проходили лекции, дискуссии и арт-медиации. Гости ярмарки получили возможность не только больше узнать о перспективных художниках и трендах, но также погрузиться в тонкости галерейного бизнеса.
"Мне кажется, для художников действительно очень важно, что сегодня на ярмарке есть фокус и на петербургское искусство, — и многие галереи, которые не имели возможности участия в больших ярмарках, сегодня могут представить свои стенды. В том числе именно digital-художников — что, мне кажется, тоже хорошо, потому что тренд NFT действительно сейчас на высоте и к нему очень большой интерес", — оценила значимость мероприятия основательница школы Masters Полина Бондарева. Собственно, платформа Masters digital помогает молодым художникам заявить о себе и найти свою аудиторию: они получают информацию о мерах поддержки, инструментах продвижения, рекомендации от ведущих экспертов в области арт-менеджмента и искусства.
Впрочем, говоря о помощи арт-сообществу, многие участники указывали не только на прикладную или финансовую составляющую вопроса.

Не только деньги

Искусству нужен зритель. С этой точки зрения высокая актуальность ярмарки неоспорима. Более точно по отношению к моменту эту мысль выразил один из участников мероприятия — Дмитрий Ханкин, совладелец галереи "Триумф" (Москва): "Наше дело — сохранить художников в уме и в силах, а для этого хороши любые средства".
Другой аспект, говорящий о значимости проведённой работы, обозначила основатель московской a-s-t-r-a gallery Алина Крюкова: "Именно сейчас галеристам необходимо максимально активно действовать, чтобы не обнулить итоги работы, все усилия по созданию цивилизованного арт-рынка в России за последние 30 лет". Полина Аскери, создавшая Askeri Gallery, также напомнила о том, что сегодня необходимо развивать диалог между бизнесом и арт-сообществом. Согласна с такой позицией и президент Межрегиональной ассоциации женского бизнеса Ольга Ходаковская, которая также отмечает: "Это очень здорово, что такие выставки проходят, несмотря ни на что. Очевидно, что для галеристов ценность — показать, что искусство у нас живёт, культура живёт, она поддерживается. Творцы творят, а люди этим наслаждаются".
Проект "1703" реализовывался при активном участии регионального правительства. "Фактически это первая большая знаковая арт-ярмарка, которая проводится в Санкт-Петербурге. Для нас это настоящее событие, потому что Петербург славен не только своими традициями классического искусства, но и, конечно, мы стараемся прикладывать значительные усилия для развития современного творчества, — говорит председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Болтин. — Для этого у нас есть всё необходимое: уникальные творческие вузы, академии и огромное количество людей, вовлечённых в сферу культуры, искусства. И конечно, во многом фонды, галереи существуют как некоммерческие организации. У нас есть возможность оказывать субсидиарную поддержку их деятельности, но реализация такого масштабного проекта, конечно, была бы невозможно без поддержки ПАО "Газпром" и фонда, который в настоящее время развивает многие культурные инициативы".
Несмотря на то что очевидный успех проекта в этом году сложился из многих уникальных составляющих, созданных моментом, — факт остаётся фактом: традиция заложена и ярмарка будет масштабирована.