Акцент на здоровье: два года больших изменений в частной медицине

Автор фото: Pexels

Медицина сегодня — это командная работа, считает главный врач клинической больницы "РЖД-Медицина" Санкт-Петербурга — врач-анестезиолог-реаниматолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук Пётр Громов.

Сейчас, наверное, один из самых актуальных вопросов: как обеспечивается работа медицинских учреждений в штатном режиме?
— Действительно, конец зимы и весна принесли нам большое количество вызовов, с повышением рисков и сложностей в нашей работе. Однако за период пандемии наше учреждение подготовилось к работе в условиях неопределённости.
Это позволило нам не пересматривать ценовую политику — и проявить ответственность по отношению к пациентам, которые начали или находятся в процессе лечения: они не опасаются, что при выписке сумма итогового платежа изменится. Что будет во второй половине года — сложно прогнозировать. Но мы надеемся, что сохраним прайс на медицинские услуги, который действует у нас с конца 2021 года.
Пётр Громов, главный врач клинической больницы «РЖД–Медицина» Санкт–Петербурга — врач–анестезиолог–реаниматолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук
Автор: Валентин Беликов
Растёт актуальность мнения, что "математика" и медицина тесно связаны…
— Конечно. Хотя медицина — это творческие специальности с призванием, а не только с дипломом. Если рассматривать здравоохранение как медицинский бизнес, то пациент точно так же голосует рублём, выражая свою удовлетворённость получением услуги. Соответственно, если мы где-то недорабатываем в контексте качества или ценообразования, то человек уйдёт в другую клинику.
Нашей больнице уже более 100 лет — за это время у нас появилось много преданных пациентов, есть даже целые династии, которые доверяют нам самое главное — свою жизнь, своё здоровье. Это для нас очень ценно. Поэтому мы стараемся с учётом экономических реалий предоставлять нашим клиентам качественные услуги по разумной цене.
А если рассматривать рынок в целом, сильно изменился ландшафт?
— Сейчас достаточно сложный период для многих организаций. Клиники премиум–сегмента испытывают отток: кто-то мигрировал, кто-то перешёл в другой ценовой сегмент. Это понятные процессы в ситуации кризиса. Однако подчеркну — мы не относимся к премиум-классу. Да, у нас есть эксклюзивные технологии и методики, ради которых приезжают пациенты, в том числе из-за рубежа. Но при этом мы остаёмся учреждением для массового потребителя медицинских услуг и в первую очередь ориентируемся на максимально доступные цены для всех. Конечно, у нас произошёл незначительный отток тех, кто ушёл в сегмент бесплатной медицины. Но при этом мы очень благодарны пациентам, сохранившим к нам лояльность при решении вопросов своего здоровья. Мы совершенствуемся, повышаем сервисность, улучшаем условия пребывания. Это тоже важно — как один из компонентов приятной терапии.
Насколько эффективно сегодня выстроено взаимодействие между государственными и частными медицинскими организациями региона?
— Нам всегда есть чему учиться у государства, и очень приятно, когда государство обращается за помощью, — так было в период пандемии. Мы не разворачивали ковидные койки, но забрали на себя соматическую экстренность, помогая городу в этом ключе. Следующим этапом была организация работы ПЦР-лаборатории — мы сразу стали работать в том числе в рамках программ ОМС, разгружая по возможности городские поликлиники. Кроме того, в прошлом году у нас был открыт ковидный КТ-центр для жителей пяти районов Санкт-Петербурга. Исследования проводились круглосуточно опять же в рамках программ ОМС.
Мы активно взаимодействуем, регулярно встречаемся с руководителями здравоохранения города и района и всегда спрашиваем: "Чем можем быть вам полезны?" Учитывая, что у нас есть история, опыт, большое количество высококлассных врачей, в том числе с учёной степенью. При этом достаточно хорошая материальная база, которую мы готовы использовать для помощи жителям нашего города.
У нас не просто частная клиника, а клиника государственной корпорации РЖД. И на сегодняшний день мы представляем одно из 248 подразделений сети "РЖД-Медицина", работающих в 75 субъектах страны. Это мощный медицинский холдинг. И основной наш девиз — "Мы открыты для всех" — как раз транслирует позицию вовлечённости корпорации в нужды страны и нашего города по оказанию медицинской помощи.
И эта вовлечённость позволяет "отменить" стереотип, что больница — только для определённой аудитории?
— Это один из стереотипов, от которого мы сейчас уходим. Система здравоохранения Российских железных дорог существует уже 180 лет, железнодорожной больнице Санкт-Петербурга более ста. Конечно, сложились стереотипы, что ведомственное здравоохранение только для железнодорожников и их семей, тех, кто так или иначе относится к стальной магистрали. Но вот уже несколько лет мы движемся в направлении "абсолютной открытости": предлагаем свои услуги как всем жителям нашей страны, так и иностранными гражданами. Всем, кому нужна медицинская помощь.
Тем более у нас применяется всё необходимое современное оборудование, в частности иностранное, по таким основным направлениям, как диагностика, хирургия. Ведущие специалисты прошли обучение в ряде европейских клиник, поэтому обладают теми методиками, практиками, которые имеют широкую известность в мировой медицине.
Если немного изучить историю больницы, то она как минимум раз в пару десятков лет "прирастала" корпусами, открывались новые отделения. Как с этим обстоят дела сегодня?
— В этом году мы сделали акцент на онкологическую помощь. Хочу напомнить, что после сердечно–сосудистых заболеваний онкологические идут вторыми в списке веских причин смертности. Мы открыли в клинике три отделения: химиотерапии (противоопухолевой лекарственной терапии), опухоли молочной железы и опухоли кожи, а третье — отделение торакальной онкологии и абдоминальной онкологии. Таким образом, мы движемся в тренде, который был задан майскими указами президента: борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями является национальной задачей. Наша больница, как одно из звеньев системы "РЖД-Медицина", работает в том числе над доктриной сохранения и сбережения здоровья всей нации.
А в части технического оснащения — появились новинки?
— В прошлом году мы значительно обновили парк тяжёлой аппаратуры. Это и новый МРТ с уникальными программами, нацеленными в первую очередь на онкологический скрининг, и новый компьютерный томограф (КТ) — современный, с максимальным перечнем программ и опций, с акцентом на направления кардиологии и онкологии. Наши пациенты высоко ценят такую заботу: они понимают, что диагностика и лечение проводятся на безопасном оборудовании, с высоким коэффициентом достоверности получаемых результатов. Также мы сделали значимый шаг в направлении хирургии. В частности, запустили методику эндоскопической нейрохирургической операционной практики и дали возможность нашим сосудистым хирургам более активно оперировать, приобретя очередную C-дугу — опять же с более безопасными для пациента характеристиками, подвергающими его меньшей лучевой нагрузке. Внедряя новые методики, мы стараемся соединить сверхточность и сверхбезопасность для пациента в одном приборе.
Вы идёте навстречу пациентам, повышая качество медицинской помощи и сервисность, а меняется ли отношение пациентов к своему здоровью?
— Два года пандемии дали свои негативные уроки, но мы видим и позитивные изменения. Во-первых, в целом доверие к врачу значительно возросло. Репутация и рейтинг медицины как социального института выросли. Мы научились многому, чего не делали до марта 2020 года. Во-вторых, мы видим, что и пациент стал более дисциплинирован, более внимателен к своему здоровью. Это радует.
Так как наше учреждение входит в структуру холдинга РЖД, мы обладаем огромным опытом производственной медицины. У нас есть уникальные методики по комплексному обследованию, по быстрой диагностике. На сегодняшний день среди достаточно распространённых запросов пациентов — 12 чек-апов: когда мы всего человека готовы просканировать и, если с нашей стороны есть замечания или выявлены проблемы со здоровьем пациента, предложить те или иные пути решения. Дальше — на усмотрение. Но когда человек информирован, он по-другому оценивает свою жизнь и здоровье.
Да, мы помогаем быть здоровыми, но мы не можем за пациента стать здоровым. Это всё-таки совместный труд. Та же дисциплина медосмотров, профилактических наблюдений, явок в поликлинику — именно здесь формируется здоровье, а не высокотехнологичной медицинской помощью, когда уже есть запущенное или выявленное заболевание и мы с помощью высокоточных наукоёмких технологий боремся уже с недугом. Медицина XXI века ­— медицина превентивная.