Окрашенное детское: российские регионы теряют самостоятельность

Автор фото: Тихонов Михаил
Неформальный лидер изрядно потрёпанной, но всё ещё существующей (кажется) партии сислибов Алексей Кудрин, ныне руководящий Счётной палатой, встретился с президентом России Владимиром Путиным и доложил ему о результатах работы. Как следует из стенограммы, опубликованной на сайте Кремля, больше всего вопросов у главы государства вызвал пассаж про самостоятельность регионов.
Конкретно Кудрин сказал, что во время двух последних пандемийных лет федеральная поддержка регионам "возросла в 1,5 и больше, иногда в 2 раза и достигла 3,7 трлн рублей в 2020–м и 3,6 трлн рублей в 2021 году". Однако на этом фоне снижается самостоятельность регионов. "Вместе с тем получается, что все эти расходы целевой характер имеют, они как бы “окрашены” и вроде как настроены на цель, — отметил Алексей Кудрин. — И мы как раз отмечаем, что здесь самостоятельность субъекта, с одной стороны, снижается, потому что увеличивается количество поддержки “окрашенной”, целевой, а ещё и субъект должен добавить свои ресурсы, которые ограничены". Если раньше "неокрашенные" средства, "которыми субъект в рамках своих полномочий может пользоваться", были около 50 процентов всей поддержки, сейчас это 28, сказал он. Поэтому, резюмирует Кудрин, хорошо бы долю цветной поддержки уменьшить, позволив губернаторам более самостоятельно распоряжаться деньгами, реагируя на те проблемы, "которые не всегда видны сверху".
Всё это звучит логично, правильно и либерально — понятно, что в такой большой стране, как наша, из Москвы всем не поуправляешь и полномочия надо делегировать на места. Если абстрагироваться от одной мелочи: речь идёт о финансовой помощи из федерального центра регионам. Это такая немножко детская самостоятельность: выклянчить у взрослых право потратить карманные деньги, выданные на шоколадку, на поход в кино. Она сильно отличается от взрослой самостоятельности, когда ты сам зарабатываешь деньги и тратишь их по собственному выбору.
Россия, как давно замечено, хоть и ругает США, но мечтает быть такой же: тоже хочет стать полюсом в многополярном мире, навязывать всем свою волю и иногда кого–нибудь бомбить. Но попытки повторить оборачиваются конфузами. Возможно, дело в том, что мы копируем не тот опыт: доминирование Америки базируется на её экономической и политической мощи, в основе которой — самостоятельность местных сообществ, от маленькой деревни до штата.