Чемоданное настроение: покинувших Петербург специалистов есть кем заменить

Автор фото: Петр Ковалев

Ряд учёных, IT– и fintech–специалистов собрались в Европу. Рискует ли рынок труда лишиться профессионалов высокого уровня?

Когда накаляется политическая и экономическая ситуация, всегда найдутся те, кто задумается о смене страны проживания. Россию уже начали покидать представители IT–сферы. Хотя для них история с отъездами не нова. Привлекательность российского работодателя для этих специалистов стала снижаться ещё в 2014 году.
Это привело к тому, что разработчиков высокого уровня могли позволить себе разве что такие гиганты, как "Яндекс", VK, Mail.ru или компании, работающие на западных заказчиков, указывает учредитель интернет–агентства Denero.ru Денис Будков. Однако сейчас всё стремительно меняется. Как отмечает руководитель Asanov Agency Сергей Асанов, довольно большая часть представителей отрасли покинули страну в начале марта. Основные локации, которые выбирают для переезда, — Грузия и Армения. Есть и те, кто уехал в отпуск в Турцию и сдал обратные билеты, чтобы переждать неспокойные времена там. Как и раньше, специалистам интересны такие страны, как США, Ирландия, Кипр, Латвия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Эстония. "Уезжают представители стартапов и продуктовой разработки в международных компаниях. Оплата в Европе существенно выше, особенно если она привязана к доллару или евро. В Грузии, например, достаточно открыть ИП, налоговая нагрузка будет ниже, чем в России (1% вместо наших 6%)", — рассказал Асанов.
Речь может идти о двух типах миграций: уехать, но продолжать работать с российскими резидентами или переехать и найти работу на местном рынке. "В случае с разработкой ПО возможен сценарий, при котором иностранная компания возьмёт нашего специалиста к себе. Как правило, это длительная процедура. Большое значение при найме будут иметь hard–skills", — поясняет карьерный консультант онлайн–университета Skypro Диана Дмитриева.
Галина Черткова, бизнес–партнёр по управлению персоналом MTS AI, считает, что весь IT–рынок находится в зоне риска, в основном будут уезжать специалисты по направлениям DevOps, продуктологи и менеджеры проектов, тестировщики. Западные же компании прежде всего заинтересованы в уровне "синьор" и выше, до ключевых руководящих позиций.
Одной из возможных причин оттока даже самых патриотически настроенных айтишников может быть недоступность из–за блокировки инструментов, необходимых в работе. Самыми уязвимыми сейчас выглядят разработчики, замкнутые на проприетарные платформы (платформы с закрытым кодом). Например, создатели мобильных приложений iOS сильно зависят от магазина приложений Apple App Store, у которого закрытая экосистема. Если веб–программисты или разработчики под Android могут сменить платформу, оставаясь в рамках технологического стека, то у программистов на Swift и Objective C вариантов для манёвров гораздо меньше. Поэтому часть специалистов уезжают, а часть думают о смене вектора деятельности. "Мы заметили выход на рынок высококлассных специалистов, которые раньше были недоступны для найма, общаемся в основном с соискателями, которые не планируют покидать Петербург", — рассказал Ярослав Шаповал, креативный директор IT–компании ARTW.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин считает, что ситуация на рынке не критичная: ниши не останутся пустыми, вместо уехавших специалистов придут другие, в итоге не проиграют ни те, кто решит мигрировать, ни те, кто останется.

И пилоты тоже

Вопрос о смене места жительства актуален не только для тех, кто строит карьеру в IT. Его задают себе и fintech–специалисты, для которых рынок труда сейчас сокращается. Но самая сложная дилемма — у врачей и учёных. Они для трудовой миграции обычно рассматривают США или Европу.
Для подтверждения диплома за рубежом таким профессионалам требуются годы, также, прежде чем начать зарабатывать, нужно потратить немало сбережений на обучение, а затем сдать экзамены. Как рассказала генеральный директор образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева, быстрее всего (около 1,5 года) медицинский диплом можно подтвердить в США, но там это обойдётся дороже, чем в Восточной Европе.
Рассматривают отъезд сейчас и владельцы бизнесов, особенно имеющих иностранных инвесторов. Из новых трендов можно отметить то, что сейчас вариант эмиграции стали рассматривать авиапилоты. Они востребованы во всём мире, а в России с трудоустройством могут возникнуть проблемы.
Но у экспертов, с которыми пообщался "ДП", нет опасений за петербургский рынок труда. Городу не грозит остаться без профессионалов высокого уровня, о какой бы сфере ни шла речь. Численность занятых в иностранном секторе невелика. По данным Росстата, в 2020 году в стране в организациях, относящихся к иностранной, а также совместной собственности, работало 2,8 млн человек, или 6,5% от общей численности занятых. Подобная ситуация характерна и для отдельных городов. К тому же в эти 6,5% входят специалисты всех уровней, а не только с высокой квалификацией.

Одумайтесь!

Кроме сложностей с подтверждением диплома в других странах людей будут ждать и другие неприятности.
"Рост инфляции и цен на энергоносители, сырьё и товары в Европе и США не способствуют созданию новых рабочих мест: расходы работодателей растут, а объём прибыли не увеличивается из–за снижения покупательной способности населения. Если негативные тенденции сохранятся, это может грозить даже сокращением числа рабочих мест и ростом безработицы в Европе и США", — поясняет доктор экономических наук, профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Инга Цыганкова. Она обращает внимание и на то, что отношение к выходцам из России у европейских работодателей настороженное.
Эксперты говорят, что численность специалистов высокого класса, которые сейчас покинут Россию, будет невелика. В СЗИУ РАНХиГС считают более значимым риск сокращения рабочих мест на рынке из–за ухода зарубежных компаний. Ирина Следьева же опасается за будущее медицины и науки. За последние 3 недели агентство AcademConsult получило в разы больше заявок от студентов старших курсах на обучение в магистратуре за границей, чем поступает обычно в марте. "Для петербургской экономики это может быть болезненно, потому что у молодых учёных есть причины покидать страну надолго, в IT же релокация может быть временной", — говорит она.
Однако говорить, что ситуация с оттоком вообще не отразится на рынке труда, было бы странно. Так, в IT, где рынок и так перегрет, проблема с наймом разработчиков в случае массового оттока усугубится. Галина Черткова думает, что компаниям придётся перестраивать рабочие процессы, снабжая сотрудников большим пулом задач. А спрос на IT–рекрутеров вырастет.