Рынок стоматологических услуг Петербурга вырос на 20%

Автор фото: shutterstock

Городской рынок стоматологических услуг растёт за счёт повышения цен и отложенного спроса. Количество клиник принципиально не увеличивается.

По подсчётам Ассоциации частных клиник Петербурга, в 2021 году рынок стоматологических услуг в денежном выражении вырос на 20% и в настоящий момент его объём составляет около 13 млрд рублей. При этом число пациентов принципиально не увеличивается, а растёт только за счёт отложенного спроса, вызванного пандемией. По данным исследования компании "Эвотор", спрос на услуги стоматологических клиник вырос за год на 12%. Увеличение же ёмкости рынка объясняется ростом среднего чека: в 2021 году в Петербурге он поднялся на 8% и достиг 6 855 рублей.

Настройки для отрасли

По словам руководителя отдела маркетинга и рекламы центров имплантации и стоматологии "Интан" Романа Отрокова, рост цен на услуги для пациентов объясняется увеличением стоимости расходных материалов. "Всё дорожает, так как привязано к доллару. Хотя поставщики делают всё, чтобы замедлить рост, даже в ущерб своей маржинальности. Кроме того, выросли сроки из–за кассовых разрывов (непредвиденная нехватка денежных средств для оплаты текущих расходов, носящая временный характер) у некоторых крупных поставщиков. Но главная проблема, приводящая к высоким издержкам и ценам, состоит, пожалуй, в огромной раздробленности рынка", — считает Роман Отроков.
По мнению эксперта, в Петербурге практически полностью отсутствует культура прогнозирования и планирования спроса. "Мы давно ждём отраслевого решения на уровне CRM, которое позволило бы предсказывать потребности стоматологий для поставщиков. Также нужен налаженный механизм внутри отрасли, который бы помогал отдельным клиникам объединять свои потребности. В “Интан” эта проблема не стоит так остро, но в целом это важный фактор ценообразования", — объясняет он.

Кабинет на продажу

По подсчётам Ассоциации частных клиник Петербурга, в настоящий момент в городе функционируют 1600 частных клиник и более 15 стоматологических сетей. К числу наиболее крупных, которые занимают 10,3% рынка, можно отнести клиники "Мой зубной" (64 филиала), "Интан" (30 филиалов), "Меди" (13 филиалов), "Стома" (восемь филиалов), "Праймед" (восемь филиалов), "33–й зуб" (восемь филиалов), DS (семь филиалов) и "Вероника" (шесть филиалов). Остальные клиники — это небольшие сетевые и одиночные игроки.
Для небольших игроков проблемой также является сезонность рынка стоматологических услуг. "Рынок стоматологии всегда имел выраженную сезонность с пиковыми значениями весной и осенью, — поясняет Роман Отроков. — Сейчас, ввиду эпидемиологической ситуации, эта сезонность постоянно “гуляет” и небольшим компаниям трудно к этому приспособиться. Они не оптимально адаптируют свои рекламные стратегии и несут дополнительные издержки. Кроме того, снизилась доступность кредитов для бизнеса. Зная, как дорого стоит в стоматологии любое оборудование, мы понимаем, что такой фактор тормозит рост рынка".
Видимого роста рынка (в контексте увеличения числа игроков) действительно нет начиная с первого года пандемии. Процесс закрытия и выставления на продажу небольших клиник и кабинетов, который начался после локдауна 2020 года, продолжается и в настоящий момент. Только по данным "Авито", на продажу выставлено более 60 объектов готового стоматологического бизнеса с укомплектованным штатом и полным набором высокотехнологичного оборудования. Стоимость предложений колеблется в диапазоне от 1,5 млн до 90 млн рублей. Более 70% предложений о продаже приходится на стоматологии экономкласса, которые, как правило, представляют собой кабинет в новом жилом комплексе и работают по направлениям терапии и хирургии.
По мнению аналитиков "Стомато–Гид", сокращение ёмкости рынка в натуральных показателях, равно как и количества работающих клиник, вызвано в значительной степени и тем, что в условиях финансового кризиса часть работодателей сокращают программы ДМС. А они зачастую содержат пакет стоматологических услуг.

Новые тренды

К наиболее доходным видам услуг в стоматологии эксперты относят протезирование, ортодонтию, а также эстетическую медицину. В частности, большим спросом пользуется отбеливание, а также установка виниров, элайнеров и брекетов. Именно в этих направлениях эксперты видят наибольший потенциал для роста.
Также отмечается возросшая популярность малоинвазивных способов, которые стали возможны благодаря внедрению прогрессивных технологий. В некоторых петербургских клиниках уже проводят лечение кариеса без сверления — в частности, с помощью технологии ICON. По словам Юлии Федотовой, доцента кафедры терапевтической стоматологии ВолгГМУ Минздрава РФ, неинвазивные методы исключают факторы возникновения стоматофобии.
"Негативный опыт пациента при предыдущих визитах, особенно если таковые были связаны с какими–либо болезненными манипуляциями, может вызвать страх перед зубным врачом, который у больного ассоциируется с жужжащей бормашиной, свёрлами и иглами", — комментирует она.
Кроме того, сегодня в стоматологию всё более активно приходят нейросети. Например, такие продукты, как Diagnocat (технология, которая по 3D–снимкам определяет состояние зубов), позволяют не только ставить диагноз точнее и быстрее, но и экономить на расходах.
"Вообще снижение риска ошибки — важнейший фактор лечения. Внедрение 3D–сканеров и принтеров даёт возможность повысить качество лечения, используя хирургический шаблон. Можно сказать, что цифровизация в сочетании с новыми современными материалами в корне меняет отрасль прямо сейчас", — говорит Роман Отроков.
Ещё одним трендом стало переформатирование клиник эстетической медицины в сторону расширения специализации (от косметологии до стоматологии). Например, отделения стоматологии и эстетической косметологии есть в Институте красоты "Галактика", в сети клиник "Меди", в "Медиэстетик" и других.
По мнению Романа Отрокова, не менее перспективным направлением в ближайшем будущем станут партнёрские программы и совместные проекты между компаниями со схожей аудиторией и смежными продуктами.
"В стоматологии — это общая медицина, фитнес, здоровое питание, туризм и другие, — поясняет специалист. — Такое сотрудничество даст толчок к снижению расходов на привлечение клиентов, позволит сделать новые уникальные торговые предложения, точнее понять потребности потребителя и найти удачное время для формирования спроса на новые услуги". По его мнению, компании, которые подстроятся под эти процессы, смогут увеличить поток пациентов и избежать проблем со снижением их платёжеспособности.