Новые небоскрёбы обеспечат Петербургу дополнительный приток денег

За один только 2021 год "Газпром" представил проекты сразу двух новых небоскрёбов. Эксперты разошлись в оценках, пойдёт ли этот замысел на пользу Петербургу.

Феликс Буянов, руководитель архитектурной мастерской «Б2»:

Ещё два супер небоскрёба — это дальнейшее расширение присутствия «Газпрома» в городе и, возможно, каких-то других связанных с ним компаний. Это, конечно, означает приток денег в город в целом и в Приморский район в частности, обеспечение дальнейшего развития и совершенствования социальной и транспортной инфраструктуры, повышение уровня жизни в городе. По поводу отрицательных моментов — возможно негативное влияние на исторические панорамы Петербурга, поскольку уже возведённый «Лахта Центр», как мы все видим, некоторое влияние оказывает. И усиливать визуальное влияние этой локации довольно опасно. Уверен, что возведение зданий подобного масштаба в городе возможно, но вот делать это в непосредственной близости от «Лахта Центра» было бы неправильно. Это может негативно повлиять и на репутацию главного городского инвестора. Я бы призвал развивать северо-приморскую территорию дальше, на запад. Могу себе представить какие-то локальные намывы вдоль берега — линейные искусственные острова и там рассредоточить новые сверхвысотные акценты. Можно рассмотреть также площадки на юго-западе. Вблизи же «Лахта Центра» считаю возможным создание высотного кластера, но ограниченного высотами в 150-250 метров, это тоже небоскрёбы, но их не видно с берегов Невы и они не спорят с главной доминантной — уже построенным зданием.

Илья Заливухин, архитектор-градостроитель, эксперт по развитию территорий:

Мне как гостю Петербурга «Лахта Центр» очень нравится. Все по нему ориентируются и в принципе воспринимают его с точки зрения атрибута динамично развивающегося города с богатым историческим наследием. Он находится не в центре города, формируя будущий морской фасад Петербурга (всё побережье от ЗСД и дальше, в сторону станции Горская). Петербург — город на море, и я считаю, что это важно подчеркнуть. Очень символично, что «Лахта Центр» находится напротив Стрельны, Петергофа, Ломоносова — исторических мест. Два проектируемых небоскрёба это продолжение интересного, современного развития и, по сути, точка притяжения новой панорамы города. Плохо, на мой взгляд, что мы сегодня не видим единого, комплексного мастер-плана развития всей территории. Потому что эти две башни появляются просто в воде, в невесомости, в космосе. Интересно, как они будут относительно друг друга располагаться, с какой стороны; какое дальнейшее развитие этих территорий запланировано, и что будет с соседней малоэтажной индивидуальной застройкой. Для меня как для градостроителя важно рассматривать не только само здание, а что будет происходить на уровне пешехода.

Елена Бодрова, вице-президент РГУД:

Новые небоскрёбы будут импульсом для развития делового центра в Петербурге, потому что сформируется новая точка притяжения бизнес-интересов. Сейчас компании пытаются в основном осесть в центре города. Но центр не может быть реконструирован под современные потребности бизнеса, в том числе по инженерным требованиям. Давайте вспомним Биржу, которой пытались придать исторический статус, но оказалось, что никакой современной биржи там быть не может: здание невозможно оборудовать ИТ-системами. Район Лахты стал активно развиваться: туда и премиум-жильё подтянулось, и апартаменты. Я считаю, что такая яркая архитектура безусловно станет драйвером развития Петербургу. Пример «Лахта Центра» показывает, что при современных технологиях, помноженных на петербургские грунты, и на желание и возможность заказчика оплачивать эти работы, сложностей в строительстве возникнуть не должно. Можно спорить по поводу высотности, но это яркая архитектура. У нас есть пример Москва-Сити, когда на абсолютно непопулярном месте вырос целый самодостаточный город, который поменял облик Москвы. Сначала туда переехал бизнес, а потом и властные структуры отказались от исторических особнячков и перебрались туда.

Владимир Большаков, политтехнолог:

Я всегда стою за то, чтобы мы шли по пути технологического прогресса. Давайте строить небоскрёбы! Везде строят небоскрёбы, и мы будем. Если мы не будем строить небоскрёбы, то давайте рыть землянки. Но есть группа населения, которая против небоскрёбов и считает, что они портят исторический вид Петербурга. Да, нужно строить не в центре города, нужно с ними разговаривать. Все люди разумны, с ними всегда можно обо всём договориться. Но если не будут договариваться по-хорошему, проводить общественные слушания, то будет хуже, но ненамного. Строить надо. Наша цивилизация развивается по некоей магистральной линии: мы жили в лесу, потом в гнёздах на дереве, потом в пещерах, потом стали строить города, а сейчас мы строим небоскрёбы. Это естественное развитие в правильном направлении. Либо мы по нему идём, либо не идём. Если мы хотим в мире занимать не место отвергаемых, на котором мы сейчас оказались, а доминирующее, лидерское место — то должны показывать пример во всём. Мы должны строить очень красивые города будущего. Либо мы их строим, либо, значит, мы претендуем не на своё место.

Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук:

Появление новых небоскрёбов не может оказать на город никакого положительного влияния. А отрицательное окажет. У Петербурга есть определённая эстетическая конституция, которая сложилась в первые двести лет его развития, и которая не была принципиально нарушена даже в эпоху советской власти. Речь идёт о высотном регламенте и небесной невской линии, которые внесены как существенный элемент Петербурга, входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если убрать это, то Петербурга как единого архитектурного ансамбля не будет. Соответственно, не будет всего того, что Петербург получает как туристический центр, как культурно-исторический феномен и как пространство, которое формирует людей определённого типа. То есть петербуржцы и ленинградцы, которые родились и выросли в городе, построенном с учётом этой архитектурной конституции, сменятся другими людьми, которые вырастут уже в городе-мутанте. В городе, изуродованном этими ломающими его небесную линию новодельными строениями, которых уже достаточно и которые в принципе надо сносить. Говорить о том, что ещё нужно строить какие-то дополнительные небоскрёбы, просто нет оснований, если исходить из интересов сохранения Петербурга, а не интересов ублажения амбиций людей с низким культурным уровнем, у которых появился эксклюзивный доступ к финансовым и политическим рычагам.

Сергей Цыцин, руководитель архитектурной мастерской «АМЦ-Проект»:

Мнение о том, что везде всё должно быть одинаково невысоким, мне не очень импонирует. Конечно, в зоне исторического центра и окружающих зон, формирующих силуэтные линии перспективных видов, не надо нарушать сложившуюся масштабную человеку гармони. Но на большем расстоянии вертикальные акценты, построенные в тщательно выверенных градостроительных местах, вполне бы могли появится. Но в этом-то и дело, что эти места перспективного строительства доминант должны быть сначала найдены путем серьёзного визуально-ландшафтного анализа, а не появляется просто на основании желания владельца того или иного пятна построить небоскрёб на своем участке. Наверное, городу необходимо не ждать инициативы частных игроков, порой обладающих большими административными ресурсами, а превентивно подумать о создании механизма и регламентации самой процедуры по определению возможности создания таких акцентов. Второй вопрос — высота акцентов! Да, в Мальме получилось весьма поэтично — высотный силуэтный закрученный небоскрёб архитектор Калатравы и практически ландшафтная (серьезно ограниченная по высоте) окружающая застройка. Каждый случай уникальный, и его надо рассматривать с точки зрения развития общей обьёмно-пространственной композиции городского ландшафта. Как целесообразность создания такой доминанты, так и его высота должны определяться только композиционными соображениями, но не амбициями и наличием финансирования.
Я бы не рекомендовал квазизаказчикам увлекаться гигантизмом, а в случае их готовности сделать здание уникальным уделить больше внимания качеству и неповторимости самого проекта. Ведь в рамках более масштабной человеку архитектуры при наличии соответствующего бюджета можно придумать интереснейшие архитектурно- планировочные решения, которые будут оставаться свежими и актуальными на всем протяжении жизненного цикла постройки. И последнее. Если уж решение о создании силуэтообразующего комплекса принято, к нему быть безусловно предъявлены городским сообществом самые высокие архитектурные требования! Кроме вышеперечисленных сложностей и возможности без последовательного профессионального подхода получения серьезнейших градостроительных ошибок, необходимо понимать, что небоскрёб не должен остаться отрезанным от всей градостроительной ткани города, а обязан стать локомотивом создания ещё одного городского центра в формировании полицентрального города.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:

Небоскрёбы — символ деловой жизни города. Само появление небоскрёба, а тем более нескольких, в Петербурге положительно влияет на общий деловой имидж города. При этом они — одно из важных направлений развития современной архитектуры, а проекты второго и третьего «Лахта Центров» имеют более смелую архитектуру, ориентирующуюся на актуальные тренды в этой области, такие как тонкий силуэт и усложненная структура со световыми дворами и «висячими садами». Значит, небоскрёбы будут положительно влиять на имидж города, изменив его в сторону современного развивающегося мегаполиса, а не только ценного исторического города. Высокая концентрация работников потребует улучшения транспортной инфраструктуры. В то же время значительная часть работников поедет к Лахте навстречу основному потоку в час пик, так что в целом ухудшение транспортной ситуации там будет не такое значительное, как при размещении проекта в более центральной локации.
В контексте: пробуждение газом
Георгий Богданов
Нужно признать: решение "Газпрома" воткнуть в небесную линию сразу три башни пока не вызвало серьёзного резонанса. Может быть, общественность просто не верит в то, что до 703–метровых высоток реально дойдёт дело. А может быть, смутно понимает: если бы не "Газпром", мы бы окончательно уснули от скуки.
Объективно драйверов для роста у Петербурга осталось не так много. Частные гиганты регистрироваться в город не спешат: и даже ВТБ с "Ростелекомом" — вроде бы петербургские по прописке компании — предпочитают держать топ–менеджмент в Москве. Есть у города статус "окна в Европу" — но чем больше углубляются противоречия с Западом, тем больше вопросов к выбранному Петром направлению прорубания отверстий.
Вытянуть Петербург могла бы, конечно, мудрость региональных руководителей, но последнего деятельного губернатора сослали в Совет федерации под гул возмущённых "сосулями" горожан. Яркими свидетельствами горизонтов стратегического планирования новых обитателей Смольного теперь служат застройка "Морского фасада" в архитектурном стиле Девяткино и транспортно недоступный аэропорт, к которому столько лет не могут подвести ни метро, ни легкорельс.
Коренные петербургские бизнесмены тоже не проявляли инициативы. Жаловаться на отсутствие инициативы у властей — да, жаловались. Но сами, убаюканные этим уровнем амбиций, тоже не решались сделать первый шаг. Петербург дожил до того, что главным заводилой и затейником оказался бизнесмен Пригожин.
Так что граждане, которые видят Петербург второй столицей, а не музеем у западной границы, "Газпрому" по большому счёту должны сказать спасибо. Пусть строят свой "сити", даром что от центра порядка 10 км. Пусть переезжают богатые московские топ–менеджеры и их партнёры. Пусть платят они тут свои налоги — может, хоть тогда наконец–то удастся вылечить старые петербургские болячки. А иначе — сбудется проклятие о столичном городе с провинциальной судьбой.