Дым над серым рынком: власти затеяли новую войну с контрафактом

Автор фото: shutterstock

Крупные производители электронных сигарет и вейпов надеются, что маркировка поможет победить контрафакт.

В России стартовал эксперимент по маркировке электронных сигарет, вейпов и никотиносодержащей продукции. Как следует из документа, размещённого на портале правовой информации, эксперимент продлится до 28 февраля 2023 года. Участие для компаний–производителей является добровольным. Необходимое оборудование для маркировки будет обеспечено со стороны регуляторов — Минздравом, Минсельхозом, Минцифры, Минпромом, ФНС и ФТС. Минпром в свою очередь должен разработать необходимую систему и рекомендации. Предварительные итоги будут подведены 30 сентября нынешнего года и 31 января 2023–го.

Территория контрафакта

Электронные системы доставки никотина давно стали частью серого рынка. По данным исследования Gorodissky IP Security, их онлайн–продажи к декабрю 2021 года достигли объёма 23 млрд рублей в количестве 46 млн устройств. При этом продажа в интернете вейпов и электронных сигарет в России запрещена (кроме продукции, которая не содержит никотина). По прогнозам аналитиков, в нынешнем году объём онлайн–продаж может вырасти до 28,9 млрд рублей, вызвав потери бюджета на сумму 5,2 млрд рублей.
По оценке Group-IB, нелегальный рынок онлайн–продаж обычной табакосодержащей продукции превысил 500 млн рублей. Однако самым ходовым товаром в интернете были всё же "классические" сигареты — на их онлайн–продажи приходится 73,6% чёрного рынка, на табачные стики — 25,1%, а на электронные сигареты — всего 1,3%.
В конце января в Госдуме звучали предложения полностью запретить вейпы и жидкий никотин после смерти 12–летнего ребёнка, предположительно, после курения электронной сигареты. По оценке авторов законопроекта, в 2020 году продажи электронных систем доставки никотина приблизились к 47 млрд рублей. К 2023 году эта цифра может вырасти втрое, и нелегальный рынок таких устройств достигнет 50% от легального.

Сети и зеркала

Основной канал незаконных продаж вейпов и электронных сигарет приходится на соцсети. По утверждению экспертов Gorodissky IP Security, совокупная аудитория подобных сообществ — свыше 30 млн пользователей. Самая большая доля приходится на "ВКонтакте" (77,1%) и Instagram (13,7%). В Telegram при этом распространены оптовые продажи никотиносодержащей продукции. Самым популярным нелегально распространяющимся брендом является HQD — он занимает порядка 36% всех продаж. Помимо него довольно популярны Puff Bar (28%) и Maskking (20%).
Group–IB DRP в свою очередь обнаружила в российском сегменте интернета более 700 сайтов, распространяющих табачную продукцию.
Некоторые из них торговали фальшивыми табачными стиками для IQOS. Восемь сайтов распространяли их по оптовой цене. Злоумышленники заработали в 2020 году как минимум 3,8 млн рублей. Cайтов по продаже поддельных электронных сигарет нашлось всего три, однако их доход выше — 6,1 млн рублей. Оптовая цена одной поддельной электронной сигареты составляет в среднем 200 рублей, а пачки стиков — 71,6 рубля.
Чтобы защититься от блокировки, мошенники активно пользуются "зеркалами", дублирующими нелегальные сайты.
Group-IB подтверждает, что активная торговля идёт в популярных мессенджерах: там обнаружено около 100 каналов с общим количеством подписчиков свыше 430 тыс. человек. А также в социальных сетях — здесь выявлено более 320 групп и аккаунтов с общим количеством подписчиков свыше 100 тыс. человек.
Подобная контрафактная продукция легко находится с помощью поисковиков и мессенджеров. Корреспондент "ДП" обнаружила целые сетки каналов, продающих вейпы и электронные сигареты как оптом, так и в розницу.

Выгода для бюджета

Участники рынка и эксперты уверены, что маркировка подобной продукции необходима. Александр Мироненко, директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России, говорит, что компания намерена участвовать в эксперименте. Там считают, что результаты дадут импульс к дальнейшему уменьшению нелегального объёма никотиносодержащей продукции, с учётом того что эта категория активно растёт в последнее время. По экспертным оценкам, введение полной прослеживаемости никотиносодержащих продуктов, прежде всего содержащих жидкости, может уже сегодня принести более 15 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет ежегодно. А усиленный контроль над их вводом в оборот позволит повысить качество и безопасность продукции на рынке.
"Уже в рамках эксперимента, а также с введением обязательной маркировки после его завершения у производителей, поставщиков и продавцов подобной продукции появится обязательство заключить соответствующие соглашения с оператором государственной информационной системы маркировки товаров для регистрации в системе", — поясняет Мироненко.
Он также отметил, что внедрение цифровой маркировки на примере традиционных табачных изделий подтверждает потенциал этого современного решения к сокращению доли нелегального рынка. Эксперт уверен, что в будущем правила могут распространиться и на те группы продукции, которые пока в эксперименте не участвуют: "Мы считаем, что со временем безникотиновые жидкости также должны войти в перечень продукции, подлежащей маркировке в рамках эксперимента. Мы последовательно выступаем за то, чтобы эксперимент был распространён также и на эту категорию, и впоследствии данный вид продукции по истечении срока эксперимента также подлежал бы обязательной маркировке".
Генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков отмечает, что маркировка различной продукции имеет разное значение для производителей: "Для кого–то она полезна, для кого–то не очень. Тут целый ряд факторов. Крупным добросовестным производителям маркировка позволяет зачистить рынок от контрафакта и убрать с него недобросовестных игроков. С другой стороны, любая маркировка — это определённые ограничения и новые трудности в обороте продукции. Это означает, что будет необходимо ставить системы учёта, которые понадобятся, чтобы эту маркировку соблюдать. Это дополнительные затраты. Также необходимо будет выполнять строгие правила, которые связаны с этой маркировкой".
Иван Федяков полагает, что для отрасли электронных систем доставки никотина настал "час икс" и сейчас основная суть действий правительства сводится к вопросу дальнейшего существования этого рынка.
"Признает ли правительство в этой продукции более мягкую альтернативу табакокурению или же, возможно, такой продукт посчитают вредным и его будут ограничивать. В моём понимании маркировка — это первые шаги по решению данного вопроса. При этом сейчас не имеет никакого смысла вводить ограничения на электронные сигареты и вейпы без маркировки, потому что рынок свалится в чёрную зону, а государство не получит с него налогов и не добьётся снижения объёмов потребления такой продукции", — рассуждает эксперт.