Пешком быстрее: петербургский трамвай теряет миллиарды рублей из-за пробок

Автор фото: Кузнецова Анастасия

Трамвай в Петербурге может ехать в полтора-два раза быстрее, следует из исследования отдельно взятого маршрута. На столько же может вырасти пассажиропоток и выручка ГУП "Горэлектротранс", который получает из бюджета по 10 млрд рублей в год.

Аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Арсений Афиногенов опубликовал исследование "Петербург. Трамвай. Реалии". В нём он проанализировал скорость движения трамвая №3 на различных участках в разные периоды. Исходные данные за октябрь 2021 года депутату ЗакСа Борису Вишневскому (Арсений Афиногенов работал его помощником) предоставил комитет по транспорту Петербурга.
Трамвайный маршрут №3 от пл. Репина до пл. Ленина был выбран как самый показательный, так как проходит через центр города, пояснил автор исследования "Деловому Петербургу". Кроме того, после запуска транспортной реформы у него не останется дублёров в виде автобусных маршрутов. "Чтобы сохранить хоть какой-то сервис для пассажиров, необходимо что-то сделать с этим маршрутом", — полагает Арсений Афиногенов.
Проанализировав данные Комтранса, автор исследования пришёл к выводу, что средняя маршрутная скорость трамвая №3 с учётом остановок составляет около 10 км/ч. Но на отдельных участках в часы пик она гораздо ниже. Так, участок по ул. Куйбышева и Боткинской ул. в 18:00 в будний день трамвай проходит со средней скоростью 5,9 км/ч. "С учётом ожидания — пешком быстрее", — говорится в исследовании.
Но и это ещё не антирекорд. Оборот по пл. Ленина трамвай делает со скоростью 3,37 км/ч. "Пассажиры этот кусок не используют, он действует фактически только для оборота, и на нём теряется огромное количество времени для каждого рейса, причём в течение всего дня", — отмечает Арсений Афиногенов.
При этом на выделенном участке на Кронверкском пр. "тройка" независимо от времени и дня недели едет со скоростью 14-16 км/ч. "Если бы средняя скорость на маршруте была такая же, как на участке по Кронверкскому проспекту, то общее время в пути сократилось бы с 82-141 минуты до 64-76 минут", — сообщает исследование.
"Сейчас "Горэлектротранс" выпускает на линию 10 вагонов в будние дни и семь — в выходные. При сохранении тех же интервалов, что и сейчас, предприятию понадобилось бы выпускать семь вагонов вместо 10 в будние дни и шесть вместо семи в выходные, что дало бы существенную экономию денежных средств. Либо тем же количеством нарядов можно было бы обеспечить интервал 8-11 вместо 12-14 минут в будние дни и 11-13 вместо 13-15 минут в выходные дни. И всё это — с гораздо большей стабильностью и привлекательностью для пассажиров", — пишет Арсений Афиногенов.
Односекционный трамвай (именно такие сейчас в основном используются на маршруте №3) стоит около 65 млн рублей.
По мнению Арсения Афиногенова, городу необходимо разрабатывать систему приоритета общественного транспорта в городе. И тогда средняя маршрутная скорость трамваев может вырасти в полтора раза, а пассажиропоток — в два. "Когда вы делаете стабильный сервис, хорошие интервалы и скорость, разумеется, к этому притянутся пассажиры. Я думаю, что пассажиропоток имеет очень большие перспективы для роста", — говорит аналитик.

Смотря как считать

В комитете по транспорту подтвердили корректность данных исследования. Однако оценка потерь отличается в десятки раз. По данным комитета, трамвай №3 за октябрь 2021 года потерял в пробках 35 часов. Это суммарное отставание всех рейсов от расписания. Часовой доход на маршруте комитет считает равным 54,23 рубля. Таким образом, чиновники оценили потери "Горэлектротранса" менее чем в 2 тыс. рублей. "С учётом приведённых показателей экономические потери из-за скопления транспорта оцениваются как незначительные", — сообщили в комитете.
Арсений Афиногенов оценил потери линейного времени в 1208 часов. Судя по тексту исследования, это суммарное отставание от "идеального" режима движения трамвая.
С выводами о необходимости приоритетного движения общественного транспорта комитет по транспорту согласился. Так, в 2024 году планируется организовать на Садовой ул. систему предоставления приоритета трамвайному движению на светофорных постах. Также в комитете напомнили о расширении пространства платной парковки, что должно снизить автомобильный трафик в центре города.

Как догнать Европу

Опрошенные "ДП" транспортные эксперты согласны с тем, что трамвай в Петербурге используется неэффективно. "В Европе вы нигде не встретите трамвай в заторе, — говорит профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. — Они не могут себе этого позволить. Транспорт должен работать непрерывно, ездить, возить пассажиров, отрабатывать свой ресурс, он же очень дорого стоит".
По его словам, в развитых городах мира средняя маршрутная скорость трамвая составляет около 25 км/ч. В Петербурге, по данным комитета по транспорту, — 14 км/ч.
Директор по решениям в области общественного транспорта консалтинговой компании Simetra Владимир Валдин приводит в пример Прагу, где недавно удалось достичь средней маршрутной скорости трамвая 19,5 км/ч. "Прага — это эталонный пример того, что можно сделать из старой советской системы, учитывая, что у них огромное количество линий в центре с почти тотальным ограничением скорости 30 км/ч", — отмечает эксперт.
Впрочем, по его словам, есть параметр, который ещё важнее скорости. "Самая большая проблема в питерском трамвае — это даже не скорость, это регулярность, — говорит Владимир Валдин. — Вы не знаете, когда придёт ваш вагон и когда вы доедете и доедете ли вообще, если в него сядете. Поэтому там, где идёт движение на обособленном полотне — Стрельна, Комендатский, — там ездит достаточно много народа. Там, где большое количество потенциальных ДТП на путях, пассажиропоток серьёзно падает".
"Делались расчёты, что на той трамвайной сети, которая сейчас есть, с небольшим восстановлением части утраченных участков в центре города можно получить плюс 300 тыс. человек в день. Это примерно 100 млн человек в год. Это фактически удвоение пассажиропотока "Горэлектротранса", — отмечает эксперт.
Согласно годовому отчёту ГУП "Горэлектротранс" за 2020 год (более поздние данные пока не опубликованы), доходы предприятия от перевозки пассажиров составили 4,76 млрд рублей. Общие расходы — 16,3 млрд. 10,3 млрд рублей субсидировал "Горэлектротрансу" городской бюджет.