Введение QR-кодов в торговле и общепите Петербурга ударило по выручке заведений и стало причиной конфликтов. Впрочем, ситуация смягчается массовым саботажем новых требований либо сугубо формальным их исполнением.
Новые коронавирусные ограничения начали действовать в Петербурге со 2 января. Основные из них заключаются в том, что посещать заведения общепита и торговли (кроме магазинов, продающих в основном товары первой необходимости) теперь можно лишь при предъявлении QR-кодов. Бизнес как мог сопротивлялся этим нововведениям, но ему удалось добиться лишь отсрочки — изначально QR-коды в торговле и общепите собирались ввести с 1 декабря.
Но, как выяснилось уже на праздниках, торговые центры получили ещё одну существенную поблажку. По данным "Делового Петербурга", в декабре состоялась встреча бизнеса с руководством комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППиТ), ответственным за разработку ограничительных мер. Сторонам удалось договориться о том, что QR-коды будут проверять не на входах в торговые центры, а в самих магазинах и на фуд-кортах. Эта позиция была отражена в методичке, размещённой на сайте КППиТ. "В соответствии с постановлением, обязанность по проверке QR-кодов возложена на арендаторов торгового центра. Со своей стороны, мы контролируем наличие кодов на входе в зону фуд-корта, а также информируем наших арендаторов о новых правилах", — говорит директор ТРЦ "Охта Молл" Анна Ходош.
Ни полномочий, ни желания
Методичка также сообщает, что для магазинов "первый приоритет" — это проверка на входе, а "второй приоритет" — при оплате товара на кассе. Часть торговых точек решила работать именно по "второму приоритету". В этом случае покупатели свободно ходят по торговому залу и, если они ничего не покупают, то предъявлять QR-коды им не приходится. По наблюдениям "Делового Петербурга", так, например, работали в одном из магазинов сети "М.Видео".
Ещё ряд магазинов просто проигнорировали требование о проверке QR-кодов. Это, в частности, магазины одежды в небольших торговых центрах. "Сейчас во многих магазинах сократили штат — там, где работало по два человека, работает один человек. У него нет ни возможностей, ни полномочий, ни желания (проверять QR-коды. — Ред.). Всё, чем они ограничиваются — это спрашивают, есть ли у вас QR-код", — объясняет соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова.
По её словам, многие покупатели, узнав, что магазин будет проверять у них QR-коды, просто разворачиваются и идут в соседние. В результате многие торговые залы стояли пустыми в обычно оживлённые праздники. "Очень многие люди пишут, что за день зашли 1-2 человека", — сетует Ирина Валерианова.
"Трафик первых чисел января 2022 года сравним с трафиком 2021 года за тот же период. Но надо помнить, что 2021 — это уже пандемийный год, а значит не самый позитивный для сравнения", — говорит Анна Ходош.
Но даже в тех магазинах, где посетителей просят предъявить QR-код, далеко не всегда проверяют личность покупателя. Этим пользуются многие петербуржцы, которые посещают заведения по чужим QR-кодам. В ряде случаев, отсканировав QR-код, сотрудник магазина просит назвать дату рождения (она отображается на его смартфоне). Так, например, поступали в "Леруа Мерлен".
Верят на слово
Примерно такая же ситуация сложилась в общепите. Корреспондент "Делового Петербурга" опросил более десятка жителей города, посещавших кафе и рестораны на праздниках. Общее мнение — QR-коды спрашивают примерно в половине случаев. А спросив, зачастую даже не сканируют.
"Я был в кафе-пекарне в Кронштадте. Спросили QR-код, жена показала, а я завозился, не сразу нашёл. Когда нашёл, он уже никого не интересовал"; "В "Цехе" возле дома проверяли код только первые пару дней, а потом перестали"; "В клубах у Лиговского проспекта ничего не проверяют"; "В известном ресторане испанской кухни просто убедились в наличии кода, своими телефонами ничего не проверяли"; "Издалека на мобильнике глянули код, причём текст был мелкий, явно не читаемый. Но это устроило"; "Был на каникулах в пышечной на Конюшенной, там вход регулирует женщина. Люди выходят, и она пускает небольшую группу, задавая вопрос: "У всех есть QR-код?" Отстоявших очередь на улице и ответивших отрицательно я не заметил"; "В "Сидр и Нэнси" спрашивали очень сурово, с проверкой документов". Такие ответы получил "ДП" от опрошенных жителей.
Аналогичные комментарии можно найти в соцсетях. "QR-коды в Питере — профанация. Единственное место, где его полноценно у меня проверили в эти дни — магазин автопокрышек", — заявил на своей странице в Facebook директор издательства "Живая история" Семён Борзенко.
"Я согласен с тем, что везде по-разному, — рассказал исполнительный директор объединения "Рестоград" Александр Ружинский. — Я могу говорить только за наших участников — мы действуем строго в правовом поле". По его словам, самое страшное, с чем пришлось столкнуться заведениям, соблюдающим новые требования — это волна негатива в соцсетях, связанная с обвинениями в сегрегации и т. п. "Это люди, которых мы имеем риск потерять даже в случае изменения ситуации. А те заведения, которые не придерживаются правового поля, получают этих гостей. Мы предупреждали городские власти о том, что так будет происходить", — отмечает Александр Ружинский.
По его словам, потери оборота заведений после введения QR-кодов составили от 20% в заведениях фастфуда и более 50% в обычных ресторанах. Часть ресторанов даже задумались о закрытии.
Обороты упали на треть
По сравнению с январем 2020 года совокупное падение оборотов заведений составило примерно 30%, подсчитал представитель правления "Союза улицы Рубинштейна" Максим Жуков. "Нужно понимать, что на самом деле оно глубже. Прошло 2 года, за которые всё очень подорожало. Цены в ресторанах выросли на 20-30%", — отмечает он. Летом этого года QR-коды на 2 недели вводили в Москве, и тогда обороты заведений падали на 90%.
Максим Жуков подтверждает, что многим рестораторам приходится сталкиваться с негативом со стороны гостей. "Много сложных моментов и с руганью, и с криками, — говорит он. — Знаю случай, когда группу быстрого реагирования приходилось вызывать. Гости пришли, сели за стол, у них при подаче меню попросили QR-код, дальше начался диалог, который перерос в перепалку и отказ освобождать стол".
Часть кафе, ресторанов и других заведений открыто заявили о своём отказе работать по QR-кодам. Соответствующий список ведёт петербургский ресторатор Александр Коновалов. На момент публикации материала в списке было 76 заведений.
Со своей стороны, Смольный проводит рейды по выявлению нарушений. В праздничные дни пресс-служба губернатора Петербурга выпустила два сообщения о таких рейдах. В первом, датированном 3 января, сообщалось о проверке 28 магазинов, 15 кафе и ресторанов, а также трёх предприятий сферы услуг. Нарушения выявили только в двух магазинах (у сотрудников не было QR-кода и СИЗов, отсутствовали журналы термометрии и разметка для дистанцирования посетителей) и одном ночном клубе, который работал после 23:00. 3 дня спустя Смольный сообщил о проверках 75 магазинов, 64 предприятия общепита и досуга, а также 6 организаций сферы услуг. На этот раз нарушения были выявлены в 15 организациях. Но среди перечисленных нарушений отсутствие проверок QR-кодов не упоминалось ни разу.