Тяжёлой промышленности Петербурга не удалось отыграть пандемийные потери

В 2020 году производство прочих машин и оборудования (включает производство двигателей и турбин, машин для строительства и сельского хозяйства) в Петербурге сократилось примерно на 6,3 %. В нынешнем году полностью отыграть падение не удалось: рост составил лишь 5,9 %. Но тяжёлая промышленность живёт длинными циклами, и проблема пандемии для многих предприятий была не основной.

Турбина раздора

Например, "Сименс технологии газовых турбин" (СП Siemens и "Силовых машин" по локализации соответствующего производства) уже несколько лет ведут борьбу за доступ к российскому энергетическому рынку. Компания готова производить газовые турбины большой мощности, однако до сих пор не может подписать специнвестконтракт на локализацию, который дал бы предприятию возможность участия в программе модернизации ТЭС. Сейчас уровень локализации составляет 60 %. В компании говорили, что могут довести его до 100 % и без СПИК, но при наличии спроса (10–15 газовых турбин на период 10–12 лет).
"На сегодняшний день СТГТ — единственная в России компания, обладающая подтверждёнными компетенциями по изготовлению, сервисному обслуживанию и проектированию газовых турбин большой мощности, — заявил “ДП” генеральный директор “Сименс технологии газовых турбин” Нико Петцольд. — СТГТ предлагает локализовать производство новейшей версии газовой турбины большой мощности SGT5-2000E, обладающей подтверждённым ресурсом и техническими параметрами, превышающими аналогичные параметры газовых турбин данного класса, планирующихся к изготовлению в РФ".
Одновременно своей газовой турбиной занимается и миноритарный акционер СТГТ — "Силовые машины". И конкуренция за этот рынок чуть не поссорила их с немцами. В 2019 году "Силовые машины" обращались в Минпромторг с просьбой не заключать СПИК ни с Siemens, ни с их совместным предприятием. Зато компания получила от государства льготы на НИОКР для своей разработки. Весь 2020 год ходили слухи о возможном разрыве партнёрства в рамках СТГТ, но они не подтвердились.
"На текущем этапе у нас в производстве пять машин типа ГТЭ-170, запущен в производство головной образец ГТЭ-65.1, — рассказали “ТОП-100” в пресс-службе “Силовых машин”. — Параллельно мы занимаемся освоением энергетических турбин, работающих на метан-водородной смеси, что существенно сокращает выбросы СО2. На базе “Силовых машин” был создан Центр водородных технологий. Их освоение позволит “Силовым машинам” в среднесрочной перспективе предложить рынку решения в сфере электролиза и систем хранения водорода, а в долгосрочной — стать поставщиком полного цикла технических решений производства и потребления водорода".
Вообще для "Силовых машин" 2020-й стал первым прибыльным годом за пятилетку. Но вытянув компанию из убытков, генеральный директор Тимур Липатов в апреле всё же её покинул, его сменил Александр Конюхов, до этого работавший в "Роскосмосе".

Границы ключ…

К старым проблемам коронавирус только добавил новые. Хотя локдауны не коснулись тяжёлых промышленников, необходимо было обеспечить безопасность сотрудников. Например, компания "АЭМ-технологии" оценила затраты в 100 млн рублей на 5 тыс. сотрудников (0,4 % выручки).
"Был объявлен локдаун, границы закрыты, приехать никто не мог, — рассказывает исполнительный директор АО “АЭМ-технологии” Юлия Чижова. — Мы вплотную занимались индийским заказом, но вы сами знаете, что началось в Индии. В то же время в Волгодонске находился представитель китайского заказчика, производством для которого компания должна была заняться только в этом году. Мы пустили этот проект вперёд. Полностью ситуация по сей день не нормализовалась, но загрузка сейчас столь высок­а, что это позволяет нам маневрировать внутри дорожной карт­ы".
"Некоторые импортные комплектующие “застряли” надолго на сухогрузе в Суэцком канале, другие попали под локдаун на таможне некоторых стран, — вспоминает Нико Петцольд. — Тем не менее основным риском были последствия пандемии. Увы, наши сотрудники тоже болели, приходилось оперативно мобилизовать команды специалистов, маневрируя плановым выполнением обязательств перед заказчиками. Особенно это коснулось сервисных работ, которые всегда выполняются “на передовой”".
Необычным решением, к которому пришли в "АЭМ-технологиях", стала дистанционная приёмка с использованием технологий дополненной реальности. "К примеру, при сдаче оборудовани­я для Тяньваньской АЭС мы смогли своевременно закрыть ключевые события на сумму 1,3 млрд рублей, обеспечив точное исполнение д­оговорных обязательств, — рассказывает Юлия Чижова. — И это только по одному заказу, а нам предстоит в 2021–2028 годах изготовить оборудование для 21 энергоблока. Д­истанционная приёмка действительно может стать значимым для отрасли цифровым прорывом".
С такими методами знакомы и в "Сименс". Нико Петцольд относит к плюсам значительную экономию затрат на перелёты, размещение и командировочные расходы. Однако, по его словам, такая приёмка может проводиться только у ранее сертифицированного поставщика, который уже доказал качество своих работ.