"Этичный — кому как": фейковые знаменитости зарабатывают в "Телеграме"

Автор фото: коллаж "ДП"

Александр Невзоров, Евгений Чичваркин, Олег Тиньков и Сергей Гуриев, сами о том не подозревая, приносят до полумиллиона рублей в месяц телеграм-предпринимателю. "Деловому Петербургу" удалось пообщаться с тем, кто зарабатывает деньги, цитируя чужие афоризмы.

В июле–сентябре 2021 года в "Телеграме" появились каналы "Александр Невзоров", "Олег Тиньков", "Евгений Чичваркин" и "Сергей Гуриев", у которых на сегодня уже 20–40 тыс. подписчиков. Продвижение активно ведётся в более популярных телеграм-сообществах. Каналы наполнены цитатами своих "авторов", которые можно без труда найти в их книгах, интервью и блогах. Присутствуют там и рекламные посты.
Реклама данных ресурсов создаёт у потребителя впечатление, что речь идёт об авторских каналах. Например, сообщается: "Евгений Чичваркин теперь в "Телеграме". Впрочем, если смотреть описание каналов (для этого нужно дополнительно кликнуть на "шапку"), то можно увидеть, что они обозначены как "сообщества поклонников". А канал "Олег Тиньков" спустя некоторое время после создания был переименован в "Олег Тиньков: сообщество поклонников". Кроме того, с его аватарки была удалена фотография Олега Тинькова.
В описании каждого из телеграм-сообществ указан один и тот же контакт. Корреспондент "Делового Петербурга" связался по нему с человеком, который представился Андреем и заявил, что это его каналы. Между нами состоялся следующий разговор:
— Чтобы продавать в них рекламу.
Почему вы выбрали образы именно этих людей?
— Потому что рекламный пост с ними давал оптимальную цену за подписчика. Тестировал и других, естественно.
Поступали ли претензии от этих людей?
— От правообладателей "Тинькофф-банка" поступали, пришлось поменять название и аватарку. От остальных нет.
Можете ли вы назвать сумму дохода, который приносят эти каналы?
— К сожалению, он не слишком стабильный, в первый месяц после залива канал приносит больше всего. Это специфика рекламодателей в "Телеграме", они любят покупать рекламу в новых каналах, так как там аудитория лучше реагирует на рекламу. Ну и плюс я не особо считаю его отдельно, я считаю общий доход со всей сетки каналов, куда входят не только эти.
Я спросил эксперта, он дал оценку в 300–500 тыс. рублей в месяц. Это близко к истине?
— Да. За этот месяц побольше будет, думаю, так как Чичваркин и Гуриев недавно залиты, а дальше вообще непонятно, как будет продаваться реклама в них.
Использовать образы известных людей — это ваша собственная идея, или это практиковалось ранее?
— Практиковалось ранее. Использовали Дудя, Лапенко, Илона Маска, может что-то ещё.
Считаете ли вы такой способ заработка законным и этичным?
— Я не знаю законов, которые бы запрещали это, так что наверное законный. Этичный — кому как.
Представитель Александра Невзорова и администратор его официальных интернет-страниц Лидия Невзорова говорит, что это далеко не первый фейковый аккаунт легендарного журналиста. Ранее фейки появлялись во "ВКонтакте", "Фейсбуке", "Тиктоке". "Так делают. Заводят фейковый аккаунт, люди подписываются, а потом от лица Невзорова вдруг внезапно что-то появляется к выборам, например", — говорит Лидия Невзорова. Сделать с этим, по её словам, ничего нельзя.
По данным Mediacube, объём русскоязычного рынка рекламы в Телеграм-каналах составил в прошлом году 12,8 млрд рублей. "Рынок рекламы в "Телеграме" никак не регулируется, рекламный пост может стоить и 10 тыс. рублей, и 100 тыс. Часто ориентируются на заказчика — сначала уточняют, что будем рекламировать, потом называют цену", — рассказывает маркетолог, автор канала Digital Eva Валентина Евтюхина. Использование образов известных людей, по её словам, повышает узнаваемость канала среди аудитории, так как известные личности достаточно много ресурсов вкладывают в продвижение личного бренда.
"Некие люди ищут новые ниши, но не хотят строить собственные бренды, поэтому проще паразитировать на популярных, — комментирует создание новой сети каналов медиаэксперт Павел Желтов. — Тем более эти персонажи не только ранее нагенерировали большое количество контента, но и продолжают оставаться в инфополе. Плюс ничего не мешает приписывать им высказывания, которых никогда не было. Сомневаюсь, что тема особенно выстрелит и авторам удастся продать много рекламы. Если верить их прайсу, то цена рекламного поста в этих каналах 10–15 тыс. рублей. Быстрый взгляд не говорит, что это предложение хорошо продаётся. Сомневаюсь, что на текущем этапе, на этой сетке зарабатывают больше 300–500 тыс. рублей в месяц".
Критерий правомерности существования данных страниц — это добросовестность их создателей, считает юрист практики разрешения споров Rightmark Group Мария Крюкова. "Наличие самого по себе интернет-сообщества поклонников какого-либо гражданина не нарушает ничьих прав, — говорит она. — Однако, если на данных ресурсах публикуются фотографии или видеозаписи, и при этом нарушаются положения закона об охране изображений этого лица, это является основанием для требований о пресечении дальнейшего распространения такого контента. В случае нарушений практически действенным механизмом является обращение к администратору или в техническую поддержку мессенджеров и социальных сетей с требованием удалить подобные ресурсы".
Известен как минимум один случай, когда администрация "Телеграма" отреагировала на создание фейкового аккаунта. 9 октября бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден заявил, что кто-то создал телеграм-канал от его имени. Вскоре после этого в шапке канала появился значок Fake. Одновременно ситуацию прокомментировал создатель "Телеграма" Павел Дуров. "Этому каналу всего около недели и у него никогда не было значка "верифицировано". Вероятно, команда вообще не знала о его существовании. И всё, что вам надо было сделать — уведомить "Телеграм" об этом. Теперь он маркирован как "фейковый" и удалён из поисковой выдачи, как и прочие подобные каналы".
Как и ряд соцсетей, "Телеграм" в настоящий момент практикует специальные значки для подтверждённых аккаунтов известных людей.