Дышите — не дышите: как снизить число нетрезвых водителей на дорогах

Автор фото: Сергей Коньков

Уж сколько раз твердили миру, да только всё не впрок. Почему снова и снова в России, и в Петербурге в частности, полиция продолжает фиксировать ДТП с участием пьяных водителей, а за руль продолжают садиться личности в нетрезвом состоянии, "ДП" разбирался вместе с автором проекта "20 идей по развитию России" Дмитрием Давыдовым.

Согласно официальной статистике ГИБДД, почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в 2020 году было совершено автомобилистами, находившимися в состоянии опьянения, всего 18 582 случая. Последние данные по Петербургу и Ленинградской области также отражают далеко не положительную динамику. Как писал ранее "ДП", в середине сентября только за одни выходные полицейские в ходе рейдов остановили более 200 нетрезвых водителей. Причём четверо из них ранее уже привлекались к административной ответственности за пьяную езду. Соответствующие рейды проводились ранее и будут проводиться впредь. Но имеет ли это реальный эффект?
"Очевидно, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, — отметил Дмитрий Давыдов. — Поэтому целесообразным будет ужесточить наказание, и не только с материальной точки зрения".
Сегодня за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии полагается штраф в размере до 30 тыс. рублей, а также лишение водительских прав на 1,5—2 года. Аналогичная ответственность по ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена и для тех, кто передал управление человеку в алкогольном или наркотическом опьянении. Эксперт предлагает в обоих случаях увеличить сумму до 100 тыс. рублей, а срок лишения продлить до трёх лет.
И это ещё довольно гуманно, учитывая, что на все автоштрафы сегодня официально даётся скидка 50% при погашении их в двухнедельный срок. Для сравнения, в Японии за вождение в нетрезвом виде гражданин по закону обязан выплатить до 1 млн йен (более 630 тыс. рублей), без каких-либо поблажек, тюремное же заключение может составить до 5 лет — в зависимости от уровня интоксикации.
"Благодаря этому, Япония за последние годы даже при стремительном росте количества автомобилей смогла значительно сократить смертность на дорогах, в чём опередила европейские страны. Например, в 2019 году показатель смертности в стране восходящего солнца составил 3,1 на 100 тыс. человек, в то время как в Евросоюзе оказался на 2 пункта выше — 5,1, а в России и вовсе — 11,65", — рассказал Дмитрий Давыдов.
Другой момент, на который стоит обратить внимание отечественных законодателей, — ответственность всех фигурантов "пьяной поездки". В первую очередь, пассажиров. Ведь лица, севшие в одно транспортное средство с нетрезвым водителем, таким образом одобряют и поощряют совершение им правонарушения и автоматически становятся соучастниками преступления. При этом они осознанно подвергают опасности жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
В той же Японии, где, судя по статистике, удалось навести порядок в этом вопросе, наказание за езду с нетрезвым водителем предусмотрено, в том числе, для пассажиров общественного транспорта, и даже для сотрудников магазина или бара, где продали алкоголь, зная, что клиент за рулём.
Итак, мораль одна. Неизбежность наказания всегда пугала водителей. Неслучайно с момента появления камер видеофиксации на дорогах стало меньше лихачей и любителей грубо нарушать правила разметки. Участившиеся сегодня рейды "Нетрезвый водитель" — это верный шаг на пути к предупреждению правонарушений. Однако с повышенными штрафами такие рейды могут стать куда более внушительными, особенно если буква закона коснётся ещё и пассажиров. Дмитрий Давыдов уверен, что тогда количество пьяных ДТП существенно сократится, и Россия хотя бы немного приблизиться к положительному опыту страны восходящего солнца.