Больше 10%: дорожные чиновники повышают планку нацпроекта

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

"ДП" продолжает присматриваться к петербургским дорогам. В этот раз в фокусе нашего внимания — реализация масштабного национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Санкт-Петербург присоединился к нацпроекту только в этом году, а значит, дорожным чиновникам с ходу пришлось адаптироваться к новым задачам повышенной сложности. Здесь и необходимость согласовывать и координировать процессы на разных уровнях (в том числе межрегиональном) в условиях масштабного федерального проекта, и особо пристальное внимание к соблюдению сроков, и дополнительный контроль за ходом работ. И всё это в условиях сжатых сроков, особенностей петербургского климата, ограничений, вызванных пандемией и проведением масштабных мероприятий. Не говоря уже о том, что в городе одновременно реализуются сразу две масштабные программы по обновлению дорожных объектов (об адресной программе ремонта "ДП" писал ранее).
Как пояснил в комментарии "ДП" председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Андрей Левакин, все проекты, которые сейчас реализуются или только планируются, направлены на формирование эффективного транспортного каркаса города, который поможет снизить нагрузку на существующую дорожную инфраструктуру и улучшит качество жизни горожан. Эксперты указывают на высокий уровень мобилизации руководства КРТИ и рядовых дорожных чиновников, которые вопреки всем трудностям, связанным с пандемией, не только справляются с плановыми задачами, но и берут на себя дополнительные обязательства по обновлению дорожно-транспортной сети.

Места на карте

В этом году в рамках нацпроекта работы запланированы не только на центральных улицах Санкт–Петербурга, но и на загруженных магистралях в густонаселённых районах. Например, в Красногвардейском и Калининском. Речь идёт о проспекте Маршала Блюхера, Полюстровском, Пискарёвском и Индустриальном проспектах. Всего в 2021 году в рамках нацпроекта планируется привести в нормативное состояние около 80 км дорог (при плановых показателях 70,9 км), или 36 дорожных объектов. В комментарии "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга подчеркнули, что на этот год ведомство поставило для себя задачу по перевыполнению плана нацпроекта более чем на 10%: "И мы идём в графике".
Автор: gov.spb.ru
За счёт выделенных федеральных средств — 1 млрд рублей — планируется обновить шесть адресов общей протяжённостью 19,37 км: Пискарёвский пр. от Свердловской наб. до Муринской дороги (3,95 км), Полюстровский пр. от Пискарёвского пр. до 1-го Муринского пр. (3,78 км), пр. Энгельса от Парнасского путепровода до КАД (2,7 км), Коннолахтинская дорога (4,98 км), Ленинградская ул. от Лесной ул. и Речной ул. до границы пос. Песочное (2,6 км) и Арсенальная ул. (1,36 км). По состоянию на июль этого года объём ремонтных работ, выполненных в рамках нацпроекта, составляет порядка 33%. По официальным данным, также запланирован ремонт дорог на 57 адресах (в том числе объектах агломерации) общей площадью 1,846 млн м2 и протяжённостью 105,73 км.
По словам Андрея Левакина, вся деятельность комитета направлена в первую очередь на достижение целей Транспортной стратегии Санкт-Петербурга: "И здесь стоит говорить не только о ремонте дорожного полотна, то есть об улучшении транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (УДС), но и о её развитии, ведь только в комплексе можно достичь высоких показателей". Чиновник пояснил, что в настоящее время развитие улично-дорожной сети ведётся по принципу формирования опорной сети (транспортного каркаса), создания вылетных магистралей, повышения пропускной способности существующей УДС за счёт локальной модернизации её отдельных участков. "Помимо этого разрабатываются и внедряются новые технологии производства работ, применяются новые стандарты к составу смесей покрытия. Также внедряются меры, направленные на повышение эффектив­ности управления ремонтом УДС, в частности переход на долгосрочные контракты", — рассказал Андрей Левакин.

Не "дедовские" методы

Особую ответственность на чиновников налагают федеральные требования по созданию "качественной, надёжной и доступной транспортной инфраструктуры". "Информация о том, что объект отремонтирован в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", уже стала знаком качества. Именно поэтому все этапы реализации нацпроекта контролируются с точностью до копейки потраченных бюджетных средств и до каждого сантиметра уложенного асфальта", — говорится на официальном сайте нацпроекта. Официальный источник также подчёркивает, что оценка эффективности реализуемых в регионе проектов по обновлению дорожной сети напрямую зависит от качества выполненных работ: "Большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные решения". Так, например, с этого года дорожные рабочие начали применять новый стандарт к составу асфальтобетонного покрытия и технологии его укладки: "Ранее выбор литой асфальтобетонной смеси осуществлялся исходя из ремонтируемых элементов дороги — проезжая часть, тротуар, велодорожки и другие — и был единым для всех дорог. Теперь выбор состава литого асфальта происходит на основании прогнозируемой интенсивности движения по конкретному ремонтируемому участку. Таким образом, появилась возможность подобрать наилучшую по показателям прочности и долговечности смесь для ремонта определённого адреса. Кроме того, изменились требования к материалам, добавились новые методы испытаний и механизированные способы укладки покрытия".
По данным петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры, в нашем городе основные применяемые при обновлении дорожных объектов инновационные решения также связаны с составом асфальтобетонных смесей. В настоящее время в работе применяется новая система объёмно-функционального проектирования (ОФП) смесей и покрытий. ОФП даёт возможность подобрать состав асфальтобетонной смеси таким образом, чтобы получить покрытие, которое будет служить в течение всего ожидаемого срока эксплуатации, применительно к условиям Санкт-Петербурга, а также с учетом интенсивности движения и грузонапряжённости. В результате становится возможным использовать покрытие, которое будет более устойчивым к образованию колеи, низкотемпературной сетки трещин, усталостному разрушению, высоким летним температурам воздуха и большому числу переходов через 0°С в зимний период. По данным комитета, на сегодняшний день по данной технологии в Санкт-Петербурге уложено порядка 500 тыс. м2 покрытий. Эта технология применяется не только при ремонте адресов, вошедших в нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", но и при обновлении других объектов адресных программ ремонта дорог.
"Помимо этого при производстве работ на трамвайных путях применяется литой асфальтобетон, который не только характеризуется высокой степенью надёжности, но и за счёт технологии укладки позволяет ускорить процесс производства работ и уменьшить затраты на ремонт", — уточнили в комитете. С использованием новой методики ведётся ремонт Пискарёвского проспекта. Новые стандарты применяются также и при ремонте Тихорецкого проспекта. Здесь дорожники используют усиленный состав на основе фибробетона: волокна (фибра) служат в качестве армирующего материала, что позволяет добиться повышения прочности за счёт состава, а не толщины покрытия. На участке трамвайных путей между рельсами и плитой заливается полиуретановая мастика для гашения колебаний от проезда трамвая.
Но не только экспертам предстоит оценивать обновление региональных дорожных объектов. Как неоднократно подчёркивали представители дорожной отрасли, оценка результатов нацпроекта будет зависеть от мнения жителей города о качестве выполненных работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворённости граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.
Напомним, национальный проект "Безопасные качественные дороги" ориентирован на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни". Основной целевой показатель — обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2024 году.