Коронакризис заставил non-food ретейл устраивать эксперименты

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин
После падения финансовых показателей компаний по итогам первой половины 2020 года перед игроками сферы непродовольственного ретейла стоял выбор: либо продолжать как раньше и не идти на риск, либо перестраивать концепцию и уходить в онлайн.

Online приоделся

Пандемия и связанная с ней вынужденная изоляция изменили не только правила игры всего непродовольственного ретейла, но и потребительское поведение. Партнёр аналитического агентства Data Insight Фёдор Вирин отмечает, что в первую очередь люди стали больше покупать онлайн (не только чаще в привычных сегментах, но и в большем количестве категорий). Кроме того, потребители стали больше внимания уделять своему жилью и питанию, а меньше — одежде. Поэтому выбор пути в online для этой отрасли был практически очевиден.
В первую очередь это коснулось fashion-ретейла. Этот сегмент оказался самым пострадавшим от ограничений и изменения образа жизни покупателей в связи с пандемией. По данным исследовательского агентства Infoline, в период самоизоляции и запрета на работу обычных магазинов сокращение расходов населения на одежду, обувь и аксессуары во II квартале 2020 года достигло 80%.
"Мы почти пять лет работаем над развитием онлайн-направления, поэтому не было метаний — бросать силы на онлайн или нет. В 2020 году рост бизнеса нам обеспечили продажи в собственных интернет-магазинах и на маркетплейсах. Доля в структуре общих продаж достигла 34%. Выручка в собственных интернет-магазинах подросла на 112%, на маркетплейсах — на 75%. В 2020 году компания вошла в тройку лидеров по продажам среди fashion-брендов на Wildberries и Lamoda и уверенно держится в топе", — рассказали в пресс-службе Melon Fashion Group.
Там считают, что онлайн-торговля — основной фактор, определяющий судьбу fashion-рынка в ближайшие годы, поэтому каждый ретейлер должен найти для себя баланс присутствия в офлайне и онлайне, ведь будущее в симбиозе этих каналов.

Пенаты украсились

Ограничения на выездной туризм и переход на дистанционный режим работы позволили петербуржцам перенаправить финансовые и временные ресурсы и на строительство, ремонт и обустройство жилья и загородной недвижимости. По итогам 2020 года на топ-10 ретейлеров DIY пришлось более 44% российского рынка DIY. Рост, в первую очередь, был обеспечен за счёт активного развития сети "Леруа Мерлен", доля которой составляет 24%. "В период локдауна, когда большинство магазинов сети были закрыты, доля онлайн-продаж резко выросла и составила 50% от общего товарооборота. Закрытые магазины работали в формате даркстора, обслуживали онлайн-заказы с доставкой или самовывозом. Мы стали делать видеообзоры по запросам клиентов, отправляли фото в мессенджеры, консультировали по видеосвязи, потому что потребность увидеть товар перед покупкой никуда не делась", — отмечают в "Леруа Мерлен".
Похожая ситуация наблюдалась и у другого крупного ретейлера в сегменте DIY. "Пока наши магазины были временно закрыты для посетителей, онлайн-канал стал основным источником продаж и площадкой для общения с покупателями. Наш сайт за год посетило 224 млн покупателей, было выполнено 2,3 млн онлайн-заказов и более 2 млн доставок, что на 64% больше, чем в 2019 году. Мы продавали через этот канал в 5-6 раз больше, чем до начала пандемии", — рассказали в ИКЕА.
Эксперты добавляют, что рынок DIY-ретейла в ближайшее время сохранит рост.

Красота приблизилась

Среди пострадавших отраслей non-food ретейла — косметика и дрогери. Спрос на товары этой категории в 2020 году сократился на 7%, причём в I полугодии расходы россиян на товары для красоты и здоровья снизились больше, чем на 20%. Поэтому драйвером роста отрасли также стали онлайн-продажи. Алексей Баулин, гендиректор сети магазинов "Улыбка радуги", признаётся, что благодаря своевременно предпринятым модернизации IT-инфраструктуры и автоматизации отслеживания заказов, доля онлайна в структуре продаж сети в 2020-м выросла на 430%.
"Пандемия показала, что будущее связано с омниканальностью, развитием интернет-технологий и бесшовной интеграцией онлайна с офлайном. В связи с изменившимся ритмом жизни и запросом покупателей на совершение покупок в удобном месте и в удобное время в ближайшие пару лет будет расти спрос на сервис самовывоза и доставки на дом. Кроме того, ключевую роль будут играть кроссплатформенное взаимодействие с покупателями, развитие программ лояльности и формирование персонализированных предложений", — отмечает он.