Пандемия повлияла на ретейл. Это очевидно. Однако результат этого влияния оказался гораздо богаче прогнозов.
Некоторые итоги коронавирусного года предсказать было легко, а некоторые оказались для отрасли сюрпризом — в том числе приятным и перспективным. Как обычно, в слове кризис таились и опасности (в ассортименте), и возможности (также многочисленные). Но без танцев с бубном не обошлось.
Майна / вира
В отрасли есть предсказуемо пострадавшие сегменты, на которых потребители экономили (сократив расходы на красоту и досуг, в том числе на чтение). Есть и оказавшиеся в плюсе. Некоторые сошли со сцены, не дожидаясь пандемии: за последние годы рынок покинули сразу две компании, и немаленькие — сначала "ТД Интерторг", потом "Оптоклуб Ряды".
У продовольственных ретейлеров заметно выросли продажи в дискаунтерах и в магазинах шаговой доступности, то же и у специализированных сетей. Некоторые эксперты отмечают, что магазины шаговой доступности вообще вступили в эру расцвета, обойдя гипер- и супермаркеты. Последние — для больших закупок, но ежедневный стандартный набор будет всё чаще приобретаться у дома.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг брендов Петербурга — 2021
В сегменте DIY также наблюдался рост выручки и частоты покупок, а также среднего чека: из?за карантина и локдауна многие петербуржцы решили заняться ремонтом. Интонационно этот тренд похож на эффект губной помады, когда позволительная роскошь всё равно остается статьёй расходов. Или же просто до обновления интерьеров не доходили руки.
Интернет — наше всё
Онлайн-продажи и сотрудничество с маркетплейсами помогли fashion-ретейлу остаться на плаву и работать во время локдауна. Маркетплейсы вообще стали спасением для тех продавцов, кто оказался не готов — по временной ли, по финансовой ли ёмкости — открыть свои магазины в онлайне.
Пандемия запустила смену потребительских привычек, и это повлияло на весь ретейл. Одна из тенденций — рост числа онлайн-покупок. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская также отмечает, что на первый план вышел онлайн-канал продаж, который поддержал непродовольственных ретейлеров во время локдауна, а после стал основным драйвером торговли.
Согласно исследованию компании Mordor Intelligence, глобальный рынок цифровой трансформации в розничной торговле в 2020?м оценивался в $143,55 млрд, а к 2026 году он достигнет $388,51 млрд. Среднегодовой темп роста составит 18,2% в течение этих пяти лет. То есть без прыжка на подножку этого поезда петербургскому ретейлу уже никак не выжить. Новая действительность диктует и новые правила.
Некоторые компании Северной столицы ещё только начали запускать онлайн-сервисы, например, сеть "Лэнд" открыла интернет-магазин, а магазины косметики и бытовой химии, такие как "Рив Гош" и "Улыбка радуги", стали активно сотрудничать с онлайн-сервисами по доставке. Некоторые же поймали тренд пораньше.
Согласно исследованию Data Insight, петербургский сервис экспресс-доставки "Самокат" стал лидером по приросту онлайн-продаж за последние 12 месяцев в сегменте e-grocery по всей стране. Аналитики Data Insight отмечают, что взрывной рост сервисов доставки продолжится, и по итогам этого года объём российского рынка e-grocery составит 250 млн заказов на сумму 335 млрд рублей. Что соответствует росту за год в 3,6 раза по количеству заказов и в 2,6 раза — по объёму онлайн-продаж.
Правда, не все ретейлеры Петербурга настолько прогрессивны, многие местные FMCG-сети до сих пор развивают лишь традиционную розницу. Эксперты отмечают, что из?за сильных позиций федеральных ретейлеров в ближайшее время количество местных сетей может существенно сократиться. А такие петербургские компании как "Лента", "О`кей" и "Пятёрочка" лишь усилят свои позиции на рынке за счёт развития омниканальной модели торговли и сделок M&A.
Анна Синявская считает, что рост выручки и прибыли у ретейлеров в 2021 году ускорится за счёт увеличения объёма продаж и возобновления экспансии, а также через онлайн-продажи. "Прирост розничной торговли ожидается на уровне 3,9%, по FMCG-ретейлу мы ожидаем 4,6%–5,2% с учётом ускорения инфляции в 2021 году", — подчёркивает эксперт.
Усиление интернет-продаж — не прогресс ради прогресса, а практически суровые будни. Следующими шагами станут повсеместно внедрённые виртуальные примерочные, а также всеобщая роботизация — роботы, готовящие кофе, доставляющие покупки и сортирующие товары на полках. Пока это все прецедент и эксперимент, но ведь и онлайн-торговля недавно была экзотикой.
Есть ли у нас план?
Возможно, для развития ретейла усилится роль профильного консалтинга. Риск не угадать правильный тренд существует, и в кризисные времена опаснее, чем в спокойные. Потребуется стратегическое планирование — с вариантами разворота на марше.
Заместитель президента "Азбуки вкуса" Георгий Михайлов считает, что сейчас ретейлер не может работать без внятной концепции и понятного предложения для своей аудитории. "Если ассортимент, язык коммуникации и позиционирование будут резко меняться, это может отрицательно сказаться на бизнесе и даже привести к краху. Лояльная аудитория и концепция — две основные составляющие, без которых нельзя успешно развиваться", — говорит он.
Изменения в потребительском поведении могут сказаться и на рынке недвижимости — чем больше покупают в онлайне, тем меньшие площади нужны магазинам. Меняется и трафик в ТЦ — люди стремятся проводить там меньше времени и часто приезжают, уже понимая, что конкретно надо приобрести.
Далее — везде
Глобализация — неизбежная тенденция рынка. Поэтому сейчас важно уметь быстро адаптироваться к изменениям: их происходит много в потребительском поведении, вводятся новые законодательные акты. Кроме того, сейчас важно заключать win-win партнёрства и просто партнёрства между разными игроками рынка. Последние крупные сделки как раз доказывают этот тренд: покупка "Максидомом" сети Castorama, приобретение компанией "Л’Этуаль" сети магазинов косметики "Подружка", покупка "Лентой" сетей Billa и "Семья", а также приобретение "Магнитом" "Дикси". Сейчас рынок не продавца, а покупателя, так как многие ретейл-компании из разных сфер пытаются продать свой бизнес или долю в нём. Выживать небольшим региональным ретейлерам становится всё сложней.
Игнорирование общемировых трендов уже может доставлять неудобства, считает управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин. Он подчеркивает: нужно качественное накопление и обработка больших данных (о продажах, скидках, персональных предпочтениях, портрете покупателя). Использование этих технологий, по его оценке, может дать 15–30% роста прибыли и сокращения издержек. Важна и персонализация, так как покупатели уже настолько привыкли выстраивать "ленты" по своим предпочтениям в социальных сетях и новостных агрегаторах, что ждут подобной подстройки и в этой стороне жизни.
"Ещё один важный пункт — доставка. Её быстрота и удобство. Если покупку могут привезти домой или в ближайший пункт доставки в магазине у дома, то это становится стандартом сервиса, и игнорировать его уже не получится", — заключает эксперт.