Крупнейший российский девелопер тяжело адаптируется в Петербурге

Автор фото: pik.ru

ГК "ПИК" никак не может найти себя на петербургском рынке.

За последние 2 года, согласно Единой информационной системе жилищного строительства, количество строящихся ГК "ПИК" квадратных метров в Северной столице сократилось более чем вдвое — с 331 тыс. до 151 тыс. Впрочем, в Ленинградской области девелопер за последний год нарастил объёмы с нуля до 89 тыс. м2.

Далеко от миллиона

Напомним, 5 лет назад, когда девелопер выходил на петербургский рынок, планы были весьма амбициозны. Так, в 2016 году компания намеревалась приобрести земельные участки общей площадью 790 тыс. м2, в 2018 году — увеличить портфель до 1 млн м2, а в 2020–м — до 1,2 млн. Если бы планы реализовались, ПИК по итогам года вошёл бы в тройку крупнейших девелоперских компаний агломерации. А так, по данным ЕИСЖС, он занимает лишь 10–е место в Ленобласти и 16–е в Петербурге.
В Северной столице ПИК реализует три проекта — "Дальневосточный 15", "Орловский парк" и "Кантемировская 11". В области за год компания вывела на рынок сразу четыре проекта — "Янинский лес", "Таллинский парк", "Кудровский парк" и "Заречный парк". "Также в портфеле девелопера находятся несколько площадок в Петербурге совокупной площадью более 40 га. Эти участки отчасти имеют необходимую документацию для выхода на рынок в ближайшее время", — рассказывает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers.
Несмотря на это, в ближайшие несколько лет ПИК вряд ли сможет масштабно заявить о себе в Петербурге, полагает Кирилл Тимофеев, генеральный директор сервиса по подбору новостроек Living.ru.
"Московское направление для девелопера является приоритетным и более ёмким. И, когда рынок в допандемийные годы активно рос, застройщик укреплял своё положение на привычной территории. Могу предположить, что региональная экспансия компании была не столь интенсивной именно из–за концентрации интереса на высокомаржинальном рынке столицы", — считает он.
По мнению Сергея Софронова, коммерческого директора ГК "ПСК", второй по объёму рынок недвижимости в стране явно предполагает значительное присутствие федерального девелопера и его заметную долю в общей стройке, продажах и вводе.
"Но для этого требуется время. Времени же прошло пока немного. Компания, выходящая на такой крупный рынок, не может сразу закупиться сотнями гектаров и начать строить миллионы квадратных метров. Для этого нужно адаптировать свои ресурсы и наращивать обороты постепенно", — уверяет эксперт.
"Жизненный цикл девелоперских проектов достаточно длительный, и для того, чтобы занять лидирующую позицию по объёму строящегося жилья сегодня, девелоперу нужно было выигрывать конкуренцию на рынке земельных участков несколько лет назад", — констатирует Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
При этом для бурного развития сейчас не лучшее время, полагают участники рынка.
"В существующих реалиях, когда спрос успокоился, предложение растёт, а процентная ставка по кредитам пошла вверх, более активное и масштабное развёртывание на рынке Петербурга даже для такой крупной компании, как ПИК, вряд ли целесообразно", — уверен Кирилл Тимофеев.

Специфические северные реалии

Сейчас на рынке Петербурга кроме ПИК работают четыре московских застройщика — GloraX, ФСК, "Ойкумена" и Veren Group. Как полагают участники рынка, москвичи, привыкшие работать в условиях определённой доходности, не всегда умело приспосабливаются к новым петербургским реалиям. "В последние годы на рынке практически не осталось простых участков. Чаще всего это редевелопмент, сложные сделки, участки с историческим наследием и т. д. Поэтому иногородним компаниям бывает сложно с успехом зайти на рынок", — говорит Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".
"Есть стереотип, что, даже если москвичи много построили в других регионах, то сложно проверить качество этого строительства, сроки, надёжность", — рассказывает Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК "Полис Групп".
Кроме того, мешают кадровые проблемы. "Есть сложности с поиском подходящего под задачу топ–менеджмента. Нужно, чтобы видение руководства на местах совпадало с видением центрального офиса. Важно, чтобы у собственников хватало инструментов и ресурсов для качественного управления региональным подразделением", — говорит руководитель службы по работе с госорганами "СПб Реновации" Дмитрий Михалёв. Но представить себе конкуренцию на региональном рынке без крупных федеральных игроков всё равно невозможно.
"Нужно отдать должное — проекты московских компаний, которые в итоге выводятся на петербургский рынок, по большей части достойные и привносят что–то новое. Как в маркетинг и клиентский сервис, так и в аспекте планировок и оформления территорий", — считает Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС".