В Минстрое настаивают, чтобы петербургские девелоперы активнее работали там, где существует дефицит возводимого жилья.
Вчера заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин провёл в комитете по строительству Санкт–Петербурга совещание с крупнейшими городскими девелоперами. По его словам, сейчас строительные власти заинтересованы в более активном развитии региональных проектов.
"В кризис мы поддержали отрасль капитально. И с каждым разом нам всё тяжелее отстаивать необходимость разных программ по поддержке отрасли, когда нам предъявляют выросшую стоимость квадратного метра", — объяснил Никита Стасишин.
Одной из причин повышения ставки по льготной ипотеке и снижения лимита кредитования до 3 млн рублей было именно желание направить поддержку адресно — в те регионы, где сейчас строительство ведётся не очень активно. К обсуждению программы субсидирования ипотечных ставок в Минстрое и ЦБ вернутся осенью, заявил Стасишин.
"Но для этого сейчас с помощью застройщиков нам надо собрать информацию, как работает обновлённая программа льготной ипотеки. Мы хотим от застройщиков получить портрет тех, кто пользуется ею. И уже с обобщёнными данными пойдём докладывать президенту", — заявил замглавы Минстроя.
"Вот кто из присутствующих, кроме ПИК, строит в регионах?" — задал вопрос замминистра. Застройщики промолчали. "Вот, а придётся. Если бы не присутствующие журналисты, я бы говорил по–другому", — пошутил замминистра.
Впрочем, кроме кнута, девелоперам обещан и пряник. "Мы готовы в регионах за счёт федерального бюджета строить всю инфраструктуру — и социальную, и инженерную, и транспортную — для тех, кто будет начинать проекты там", — уточнил Никита Стасишин.
В качестве пилотных регионов он предложил рассмотреть соседей по Северо–Западу — Псков, Великий Новгород, Карелию и Коми.
А вот ждать вливаний в социнфраструктуру проектов в Петербурге из федерального бюджета не стоит. "Ваша инвестиционная себестоимость позволяет строить необходимые объекты, не привлекая бюджетные деньги", — уверен замминистра.
Поэтому городские власти будут отвечать лишь за включение проектов в "транспортный каркас". А вот эти деньги (на строительство дорог) планируется привлечь за счёт инфраструктурных кредитов.
В частности, как уточнил строительный вице–губернатор Петербурга Николай Линченко, городские власти подали заявки на привлечение этого инструмента для строительства дорог в районе Глухарской улицы. Там свои проекты реализуют несколько компаний — "Аквилон", РСТИ, "Полис Групп" (ЖК "Полис Приморский" и ЖК "Полис на Комендантском") и "Арсенал".
Тем не менее федеральные власти продолжают ждать увеличения объёмов строительства. В том числе и за счёт создания комфортной среды в новых проектах освоения территории.
"В частности, нужно увеличивать метраж квартир, чтобы молодые люди, покупающие в подобных проектах жильё, могли рожать. Нужно думать о детях и внуках. Мы сегодня посмотрели несколько проектов КОТ. В целом они интересные и качественные. Смущает только цветовая гамма домов и плотность застройки, её надо снижать", — поделился ощущениями замминистра.
Но, как напомнили чиновнику застройщики, чтобы строить, нужно покупать землю, а денег на это у девелоперов нет. Все дома строятся на условиях проектного финансирования, а деньги дольщиков, которые зачастую в разы больше, чем сумма кредита, висят на счетах эскроу в банках. В итоге на приобретение участков девелоперам приходится занимать в банках под 8–10%, что делает экономику проектов невыгодной.
На это у Никиты Стасишина тоже нашлось решение. "Сейчас мы с ЦБ прорабатываем механизм, благодаря которому этот “навес” средств мог бы быть обеспечением по земельным кредитам. Что позволит снизить ставки по ним", — рассказал он.