В продуктовом ретейле Петербурга наблюдается нехватка персонала. Одна из причин — принудительная вакцинация.
По данным hh.ru по Северо–Западу, с начала года количество вакансий в ретейле в Петербурге увеличилось на 52%. В топ востребованных специалистов в ретейле за летние месяцы вошли менеджер по продажам (зарплата от 75 тыс. рублей), продавец (30 тыс.), консультант (от 35 тыс.) и кассир (от 25 тыс.).
Эксперты отмечают, что в ретейле и без того ротация работников чрезвычайно высока, а пандемия усугубила ситуацию. Выход один — двигаться в сторону автоматизации.
На то, что в продуктовом ретейле не хватает работников, обратил внимание Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети. Об этом ему сообщали сотрудники торговых сетей, в том числе "ВкусВилла".
"В Петербурге действительно очень значительный недостаток персонала. Во–первых, сейчас лето, а в это время года многие хотят отдыхать, студенты уезжают домой (а они составляют немалую долю персонала в торговых сетях). Во–вторых, играет роль пандемия: кое–кто на больничном, есть небольшой процент тех, кто принципиально увольняется, не желая вакцинироваться", — объясняет он.
Прежде всего речь идёт о линейном персонале — продавцах, грузчиках, сборщиках заказов, курьерах. В ситуации со "ВкусВиллом" свою роль также сыграло расширение сети в городе, особенно в части онлайн–сегмента. Наём не успевает за открытиями дарксторов, охватом новых территорий для доставки. Эту информацию Лачугина "ДП" подтвердили и в самом "ВкусВилле".
"Если говорить про нынешнее лето в сравнении с прошлым, то у сети “ВкусВилл” расширилась зона доставки в Петербурге и Ленинградской области. Быстро выросло количество заказов с бесплатной доставкой через приложение и сайт. Как следствие, увеличилась и потребность в персонале, который собирает заказы в магазинах и дарксторах. Но повышенная потребность для нас уже в прошлом, она закрыта практически на 100%. Вакансии остались в тех магазинах, которые готовятся к открытию или только–только приступили к работе", — прокомментировали в компании.
Ещё один из важнейших моментов — отток мигрантов. "Я знаю, что определённые проблемы с персоналом у “Ленты”, которая в последние годы набирала сотрудников на позиции продавцов–логистов, грузчиков, работников кулинарии и т. п. именно из числа мигрантов. Точнее, сотрудничала с аутстаффинговыми компаниями. С тем же сталкивается и “ВкусВилл”, и “О’Кей”, и другие сети",— отмечает Лачугин.
По его мнению, ситуацию вряд ли исправит повышение оплаты труда. Ни один крупный ретейлер не заинтересован в том, чтобы воспитывать и растить сотрудников. "Им выгоден конвейер, когда каждый год до 70–80% сотрудников того или иного магазина меняются. Потому что и в обучение не надо вкладываться, и надбавки за стаж можно не платить", — заключает он.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков согласен с этим. Но, по его мнению, масштабы ротации работников ретейла ещё выше. У крупных сетей за год может поменяться более 100% персонала. Причину нынешнего же кадрового голода он видит именно в пандемии и обязательной вакцинации.
"Работников ретейла не хватает не только в Петербурге — такое сейчас везде. Как только заговорили, что нужно будет выполнить определённые нормы по вакцинации, люди начали активно увольняться по собственному желанию, потому что многие сознательно не хотят вакцинироваться, и для них потерять и без того не особо престижную работу — совершенно не проблема. Кроме того, ретейлерам приходится конкурировать за низкоквалифицированный персонал с другими отраслями. Например, курьеры могут вполне прилично зарабатывать. В Москве — до 80 тыс. рублей", — отмечает он.
Чтобы предотвратить отток, бизнес начал вводить поощрительные выплаты. "По нашей информации, крупные сети начали выплачивать вакцинировавшимся работникам по 3–5 тыс. рублей. Для ретейла это приличные траты, которые они обеспечивают из собственной прибыли", — добавляет Федяков.
Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России", считает, что у ретейла давно есть проблемы с поиском и наймом персонала и главная причина — низкие зарплаты. "В мегаполисах линейный персонал за свою работу получает 25–30 тыс. рублей. Из них оклад — обычно половина, остальное — при выполнении плана продаж, что случается не всегда. В регионах зарплата кассира или продавца часто не достигает 20 тыс. рублей после вычета налогов. А инструменты для удержания сотрудников (повышение зарплаты, бонусы, премии и т. д.) предусмотрены не везде", — говорит эксперт.
Ещё одна проблема — смена поколений. Рынок труда сталкивается с последствиями демографической ямы 1990–х годов. Миллениалы предпочитают вместо работы в магазине или ресторане заработок онлайн. Поэтому молодых работников в ретейле становится всё меньше и меньше.
По данным Росстата, возрастная когорта для тех профессий, на которые традиционно идут молодые и начинающие специалисты, например продавцы, кассиры, консультанты, уменьшилась почти в два раза — с 12 млн до чуть более 6 млн. "Проще говоря, доля возрастных групп 20–24 и 25–29 лет в структуре занятого населения РФ неуклонно сокращается последние 4 года", — отмечают в hh.ru.
Сигал считает, что ситуацию исправит повышение оплаты труда. "Проблему можно решить путём увеличения заработных плат, снижением нагрузки на работников. Но далеко не все сетевые компании к этому готовы, так как это означает серьёзный рост затрат в масштабах всей сети (а это тысячи магазинов по стране)", — отмечает Сигал.
Вероятнее всего, по мере стабилизации ситуации с пандемией ретейлерам станет немного проще набирать персонал. Но постоянная смена кадров, открытые позиции по линейным должностям — это всё останется.
"Сети сами по себе растут очень быстро, сотрудников физически не хватает. Сейчас в торговле занято более 5 млн россиян, интернет–ресурсы по подбору кадров отмечают рост числа вакансий по стране в 2–5 раз по сравнению с прошлым годом, при этом число соискателей таких должностей не увеличивается. В лучшем случае на одну позицию в магазине претендует два–три кандидата, иногда их нет совсем", — подытоживает Павел Сигал.
Иван Федяков считает, что ситуацию исправит только автоматизация ретейла: введение касс самообслуживания (тогда не нужны будут кассиры), создание магазинов без персонала, где товары и доступ в магазин будут осуществляться через мобильное приложение. "Примеры таких магазинов уже есть. Например, в Москве есть “Пятёрочки” без персонала", — добавляет эксперт.