Только товар, но не деньги: подарочные карты могут дорого обойтись бизнесу

Автор фото: архив "ДП"

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти пресёк опасную для бизнеса практику обналичивания подарочных карт.

В марте 2020 года в одном из магазинов сети "Рив Гош" (ООО "Аромалюкс", Санкт–Петербург) в Новокузнецке (Кемеровская область) покупательница с подарочной картой не смогла найти нужный товар и попросила вернуть деньги по сертификату. В магазине ответили отказом, сославшись на внутренние правила: предоплата, зачисленная на подарочную карту, используется только в сети и возврату не подлежит.
Тогда несостоявшаяся покупательница подала жалобу в управление Роспотребнадзора по Кемеровской области. Ведомство сочло, что правила торговой сети содержат положения, ущемляющие права потребителя, которые гарантированы федеральным законодательством. Был составлен протокол по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей), а компанию оштрафовали на 10 тыс. рублей. Кроме этого, управление выдало "Аромалюксу" предписание, которое по сути обязывало "Рив Гош" переписать свои внутренние правила. Однако компания обжаловала решение Роспотребнадзора в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти.
По словам юриста Maxima Legal Алины Калинсковой, подобные кейсы достаточно распространены в практике петербургских судов. "Суды обычно вставали на сторону компаний, — отмечает она. — Например, компания “Аромалюкс” участвовала ещё в двух аналогичных делах в 2019 году, а в 2020–м арбитражный суд рассмотрел похожее дело, где уже решение Роспотребнадзора оспаривала компания “Максидом”".

По всем инстанциям

В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти Кемеровское управление Роспотребнадзора говорило о том, что компания неправомерно удерживает средства, внесённые на подарочную карту, и трактовало такую практику как неосновательное обогащение. Впрочем, суд не согласился с такими доводами, сочтя их ошибочными, и вынес решение в пользу компании, признав её действия законными.
Как отмечает гендиректор юркомпании "Достигация" Артём Баранов, особенность ситуации заключается в том, что подарочная карта не является конкретным товаром, а является лишь подтверждением внесения денежных средств на карту.
"При этом сам товар не определён. Иначе говоря, это депозит, которым вы в дальнейшем можете воспользоваться. На этом и строилась логика суда", — подчёркивает юрист. По его мнению, Роспотребназдор изначально неправильно квалифицировал ситуацию и применил не те нормы закона, которые были необходимы.
В первой инстанции спор между сторонами не завершился. В марте этого года 13–й Арбитражный апелляционный суд рассмотрел жалобу управления Роспотребнадзора, но не нашёл никакого ущемления прав потребителей в правилах торговой сети. Тогда ведомство подало кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо–Западного округа, который на днях вынес своё решение. Кассационная инстанция также не усмотрела никаких нарушений и оставила решение в силе. Однако управление Роспотребнадзора может ещё пожаловаться в Верховный суд РФ. В сети "Рив Гош" на запрос "ДП" не ответили.

Кто — за бизнес, а кто — за чиновников

"В России практика по подобным спорам не является однообразной: где–то суды идут навстречу потребителю, где–то идут навстречу бизнесу и позволяют не возвращать деньги потребителю либо отменяют штрафы Роспотребнадзора (если они были). Если говорить о последней практике в Северной столице, то Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области скорее больше стоит на стороне бизнеса и отменяет штрафы Роспотребнадзора за отказ в возврате денег по подарочному сертификату", — анализирует ситуацию старший юрист Eversheds Sutherland Иван Кайсаров.
По оценке Артёма Баранова, компании обжалуют подобные постановления для предотвращения опасной для бизнеса практики. "Дело не в сумме штрафа, а в том, что создание такого рода прецедента могло бы повлечь за собой регулярные кейсы с похожими ситуациями", — говорит Артём Баранов.
И в будущем, как предполагает Алина Калинскова, многие клиенты предпочли бы обналичить карту и использовать деньги по собственному усмотрению. Соответственно, это привело бы к снижению прибыли компании. И поэтому выгоднее потратиться на судебный процесс, чтобы не понести финансовые потери в будущем, считает эксперт.

Больше денег на подарки

Российский рынок подарочных карт растёт. В 2014 году эксперты оценивали его объём в $700–800 млн, а темпы ежегодного роста — в 15–20%. Исторически сложилось, что основу этого рынка составляли монобрендовые карты, выпускаемые ретейлерами или известными брендами. И несколько лет назад доля электронных подарочных карт в общем объёме была не так велика.
Однако сегодня, как полагают в компании Digift, занимающейся изучением и анализом этого рынка, ситуация меняется. Так, сам российский рынок подарочных карт существенно вырос и составил $5,6 млрд. Порядка трети этой суммы занимают именно электронные подарочные карты.
По оценке Digift, лидерство по представлению подарочных карт держат четыре сегмента отечественного ретейла: интернет–магазины по продаже одежды, обуви, аксессуаров (16%), косметики (также 16%), детских товаров (10%) и сервисы по продаже авиа– и железнодорожных билетов (тоже около 10%).
Журнал электронной коммерции E–Pepper.aero оценил подарочные карты с точки зрения функционала, простоты покупки и использования, посчитав самым удобным сервис у косметической сети "Рив Гош". В тройку лидеров также вошли Ozon и "Азбука вкуса".