19 мая Совет Федерации одобрил принятые Госдумой изменения в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". О том, как эти изменения скажутся на экономической ситуации, и о том, упростится ли процедура регистрации, "ДП" прокомментировала Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Петербурга.
Как вы оцениваете эти законодательные изменения? Насколько они могут упростить регистрации юридических лиц?
— Интересы бизнеса — это серьезная экономическая история для страны. И если мы рассматриваем ситуацию с точки зрения интересов предпринимателей — для них, конечно, эти изменения очень важны, нужны и полезны. Потому что самым важным ресурсом сейчас является время. И этот закон, безусловно, экономит время, которое бизнесмены могут потратить на развитие своего дела, а не на хождение по инстанциям. Они смогут прийти к нотариусу и в режиме одного окна подать все требуемые в соответствии с Законом документы.
Новый закон вступит в силу 25 августа, и мы ожидаем большое количество обращений. Потому что, конечно, это выгодно и экономически. Во-первых, уменьшится пошлина, потому что будет совершаться одно нотариальное действие. Во-вторых, теперь закон обязывает нотариуса — помимо того, что он засвидетельствует подлинность подписи на заявлении о создании юрлица или принятии статуса об индивидуальном предпринимателе — подавать документы в Налоговую инспекцию в электронной форме. И всё — человеку не нужно идти в Налоговую, тратить на это время.
Мария Терехова, президент Нотариальной палаты Петербурга
То есть теперь человек не сможет выбирать вариант регистрации?
— Теперь всё будет проходить только по этому сценарию. Вот дальнейшие изменения — уставный капитал увеличить или поменять директора — там есть выбор. То есть в любом случае нужно будет прийти к нотариусу, чтобы засвидетельствовать подпись, а дальше, если предпринимателю приятнее пройти весь путь самостоятельно, он сам пойдёт в Налоговую.
Какой примерно объём обращений нотариусы ожидают с 25 августа?
— Пока про объёмы говорить сложно, но все те же лица, которые раньше приходили только свидетельствовать подлинность подписи, но желали самостоятельно пойти в Налоговую, теперь будут обращаться к нотариусам в режиме "одного окна".
Вот что важно — закон, как правило, просто приводит в соответствие уже сложившуюся практику. И уже длительное время к нам обращались, чтобы мы сделали такую передачу документов в Налоговую. Особенно это проявились в период пандемии, когда люди не имели доступа в Налоговую, а экономическая деятельность продолжалась — в ограниченном режиме, но продолжалась.
И законодатели поняли, что это очень удобный инструмент. И он удобный не только людям. Это удобно и государству, потому что таким образом мы обеспечиваем достоверность Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. До сих пор, к сожалению, бывали ситуации, когда мы свидетельствовали подлинность подписей некоего гражданина, а потом в Налоговую он подавал какие-то другие документы. Нельзя сказать, что это массовые истории, но они были.
И законодатель учёл эти негативные проявления. И теперь подобные случаи исключены — именно тот документ, подпись на котором нотариус засвидетельствовал, и поступит в Налоговую.
На нотариусов в связи с этим увеличится нагрузка?
— Нагрузка немного увеличится в части технического обеспечения процесса, потому что подача документов в Налоговую инспекцию в электронной форме занимает, конечно, определённое время. Но поскольку мы, нотариусы, уже не год, не два и не три подаём такие заявления, мы к этому привыкли и знаем, как это осуществлять. Поэтому я не думаю, что нагрузка будет критичной.
Можно ли говорить о том, что эти изменения повлияют в целом на бизнес-климат в стране?
— Конечно, повлияют. Та самая чистота Реестра — это не пустые слова. И не только для государства, но и для контрагентов. Потому что понимание того, что Реестр не всегда может быть достоверным, тоже вредит бизнесу. Когда вы заключаете с кем-то договор, большой или маленький контракт, и вы не можете в полной мере полагаться на Реестр, это тоже не способствует стабильности вашего бизнеса. Поэтому, конечно, такое нововведение обезопасит и государство, и участников экономической деятельности — то есть бизнес-сообщество. Всем от этого будет спокойнее.
И, как я уже сказала, законодатель не на ровном месте принял этот закон, он узаконил существующие пожелания бизнес-сообщества. Предпринимателям спокойнее, когда нотариусы обеспечивают чистоту сделок. Вспомним период до 2009 года, когда были колоссальные рейдерские захваты организаций — мы все помним эти страшные истории, порой кровавые. Тогда законодатель, проанализировав все возможные пути решения этой проблемы, принял, как показало время, единственно верное решение — договоры отчуждения доли в уставном капитале теперь подлежат обязательному нотариальному удостоверению.
И уже с 2010 года Налоговая служба заверила гражданское общество, что практически ушли в прошлое ситуации с рейдерскими захватами. Ведь если нотариус видит, что на обратившегося к нему человека оказывается какое-то давление, или что воля у человека не сформирована — сделка не будет удостоверена.
Какой следующий шаг, по вашему мнению, должен сделать законодатель?
— Было бы логично, чтобы и все остальные изменения, которые происходят в хозяйственном обществе — будь то общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество — подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Ровно по той же причине. Потому что при отсутствии нотариуса можно "нарисовать" любой документ. Присутствие же нотариуса такие ситуации исключит полностью.
В настоящее же время, когда допустимо составлять Протоколы обществ без участия нотариуса, чего только мы не насмотрелись. Достаточно часто "героями" поддельных Протоколов становятся "участники" обществ, назначающие нового генерального директора. А по сути: некто подделывает Протокол о назначении нового генерального директора, предъявляет его в различные органы и учреждения, доходит с ним и до нотариуса для осуществления требуемых действий по внесению сведений в ЕГРЮЛ о "новом" директоре. Закон же предписывает нотариусу верить такому Протоколу и полагаться на добросовестность участников гражданского оборота.
Безусловно, если нотариус видит, что что-то не так, он всегда найдет возможность и не станет делать то или иное нотариальное действие. Но это хлипкий путь — полагаться только на наше чутье, законных оснований отказать в этом случае у нас нет. При этом нотариус не является экспертом–криминалистом, чтобы оценить: подлинная подпись или сфальсифицированная.
И вот запись о "новом" генеральном директоре — "фейковом", неправильном — попадает в ЕГРЮЛ, и он начинает действовать от имени этого реального общества. И это катастрофа для этого общества. Поэтому при принятии любых решений должен присутствовать нотариус. И тогда это, конечно, усилит стабильность гражданского оборота.
И мы видим, что законодатель очень активно взялся за корпоративную сферу. И с доверием относится к нотариату — и все больше и больше наше участие усиливается в сфере корпоративных отношений.
Насколько возможным вы считаете введение процедуры подачу заявлений онлайн?
— Уже с 2020 года, с декабря, вступили в силу изменения в наш основной нотариальный документ — Основы законодательства о нотариате. И теперь есть удаленные нотариальные действия – те, в которых мы можем не проверять волеизъявление. Например, если написали книгу и вдруг видите, что ваша книга слово в слово опубликована под другим именем, то есть нарушены ваши авторские права. В этом случае у вас теперь есть возможность удаленно — если вы зарегистрированы на сайте Госсуслуг — обратиться на сайт Федеральной нотариальной палаты и подать заявку, чтобы нотариус обеспечил доказательство в связи с таким нарушением авторских прав.
А вот когда вам нужно что-то продать, подарить, стать участником или выйти из общества — здесь важна ваша воля, она для нас, как для нотариусов, имеет огромную ценность. Здесь важно именно человеческое общение нотариуса с человеком, чтобы выявить ту самую истинную волю. Ведь зачастую бывает так, что человек приходит к нотариусу со словами "хочу подарить квартиру", а после разговора оказывается, что он имел в виду завещание. И только нотариус несёт полную имущественную ответственность за законность удостоверенных им сделок. Так что часть нотариальных действий по сути своей не могут быть удалёнными, то есть без посещения нотариуса.