IT и телеком пережили кризис лучше ожиданий, но российских экспертов тревожит тренд на изоляционизм.
Мировые показатели IT и телеком-сектора в 2020-м и в начале 2021 года оказались лучше, чем прогнозировали аналитики. В России тем временем всё больше усиливается изоляционистский тренд и растёт участие государства в развитии цифрового рынка.
Не так туго
По данным Gartner, глобальные затраты на информационные и коммуникационные технологии в 2020-м составили $3,7 трлн — на $200 млрд больше, чем ожидавшиеся $3,5 трлн, но на $100 млрд меньше, чем в 2019 году.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын говорит, что по поводу падения рынка в 2020-м разногласий у экспертов нет, однако его амплитуда оказалась не так масштабна, как ожидалось. Кроме того, исследователи повысили прогнозы дальнейших темпов прироста индустрии. "Глобальные затраты на IT в 2020 году снизились лишь на 3%, отнюдь не так трагично, как прогнозировавшиеся 7,3%. Затраты на ИКТ по итогам 2020 года оказались во всех секторах выше, чем прогнозы Gartner", — комментирует эксперт.
Получается, корпоративные клиенты затянули кошельки не так туго, как ожидали аналитики.
Несвободной рукой
А что в России? В целом эксперты говорят, что IT и телеком в стране хорошо адаптировались к постковидной эпохе. Как отмечает основатель Dsight Арсений Даббах, один из главных трендов–2021 — усиление участия государства, которое заставляет локализовывать софт и даёт преференции для российских IT и телеком-компаний, всё сильнее регулируя иностранные. "Налицо тенденции на изоляционизм и централизацию. Компании с госучастием становятся монополиями цифровизации рынка. Полагаю, что к ПМЭФ сфера подошла с готовностью развивать бизнес с государством", — говорит аналитик.
О том, что в 2021-м в процесс цифровизации бизнеса включился госсектор, говорит и директор по региональному развитию ПАО "МегаФон" Алексей Титов. По его словам, идёт активное взаимодействие на всех уровнях региональной власти в рамках цифровой повестки государства.
Арсений Даббах, в свою очередь, полагает, что изоляционизм — всё-таки тупик для рынка. При этом он отмечает обратный тренд у малых технологичных компаний: они активно идут на зарубежные рынки. С начала 2021 года многие российские стартапы активно осваивают рынки США, Азии, Ближнего Востока и Западной Европы. Сейчас в венчурном фонде Y Combinator почти четверть стартапов с русскоязычными фаундерами.
"Централизация госзаказа приводит к коррупции и к неэффективному выбору поставщиков. Изоляция и тренд на импортозамещение в конечном итоге тоже ограничивают конкуренцию. В разумных пределах это могло бы приносить пользу, но из–за политики у нас этот процесс очень утрирован", — рассказывает Даббах. Многие зарубежные компании уходят или снижают активность на российском рынке — падает конкуренция, а вместе с ней и качество услуг.
До дальней станции
Что касается собственно российского телекома, то эксперты уверяют: для таких компаний прошлый год был тяжёлым. Но всё же сектор весьма неплохо адаптировался к сокращению клиентской базы и падению основных финансовых показателей, констатирует гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
2021-й для большинства компаний уже идёт в плюс, пока новых испытаний и препятствий для телекоммуникационного рынка нет.
Так, гендиректор компании "Комфортел" Дмитрий Петров говорит: телеком сейчас отлично себя чувствует, а то, что было год назад, уже воспринимается как страшный сон и скорее с иронией. Игроки рынка давно ждали рывка в цифровизации бизнес-процессов в стране — рывка они, может, и не получили, зато пинок им достался ощутимый.
"Телеком скорее ближе к списку сфер, которые выиграли от пандемии. Реальность прошлого года заканчивается, а вот стремительный уход в онлайн и развитие цифровой экономики остаются с нами", — уверен эксперт.
Гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков тоже говорит, что на фоне выпадающих доходов и отсутствия иностранного роуминга основные игроки неплохо компенсировали падение.
Поменялся в лучшую сторону и b2b-сегмент, как объясняет Дмитрий Петров, многие компании отказываются от типичных офисов и выбирают коворкинги, а часть сотрудников окончательно уходит на удалёнку. Бизнесу нужно обеспечить непрерывность рабочих процессов в новой реальности, соответственно, выросла потребность в обеспечении защиты от сетевых угроз, в том числе от DDoS-атак.
Юрий Брюквин отмечает, что к ПМЭФ бизнес подошёл с проблемами, которые кочуют в телекоме из года в год. Основные — низкая инвестпривлекательность и законодательные инициативы, которые вынуждают игроков неэффективно тратить деньги то на фильтрацию трафика, то на хранение записей разговоров в рамках закона Яровой.
При этом телеком-компании по всему миру активно осваивают новые ниши. В 2020 году затраты в новом секторе — дата-центрах — превзошли прогнозы аналитиков на аномальные 15%. Эксперты предполагали, что уровень глобальных общемировых затрат будет составлять $188 млрд, однако показатель в прошлом году достиг $215 млрд.
"Поначалу исследователи ожидали резкого охлаждения глобальной экономической активности, кардинального сокращения затрат и выжидательной позиции бизнеса в 2021 году. Новые исследования показали, что не без участия государственного стимулирования корпорации перешли на стадию активного планирования будущего, в котором ИКТ будут играть в их бизнес–моделях более важную роль, чем сейчас", — добавляет Леонид Делицын. Сегодня корпорации планируют увеличивать затраты на ИКТ, а доля секторов телекоммуникаций и аппаратного обеспечения ("железа" и "гаджетов") снижается, в то время как доля программного обеспечения и дата-центров растёт.
В России, по словам Дениса Кускова, в сфере дата-центров лидирует "Ростелеком", причём с заметным отрывом. Как объясняет эксперт, без дата-центров сейчас никак. "Они нужны по всем параметрам. Потому что закон Яровой, потому что изменения в законе о персональных данных. Рынок развивается очень активно и в сфере госзаказа", — перечисляет Кусков.
А вот с 5G, по его словам, подвижек не наблюдается. Пока не будет решён вопрос с частотами, вряд ли ситуация изменится. "Помимо всего прочего государство требует, чтобы работа в этом направлении шла на российском оборудовании, а его сейчас попросту нет. В итоге мы получим оборудование, которое будет стоить дороже, но государство готово на это и, что важно, готово субсидировать отрасль. По большому счёту полноценное развитие мы увидим только в 2023 году", — комментирует Денис Кусков.