Сама постановка вопроса вызывает у меня неоднозначную реакцию.
Боюсь показаться слишком категоричным, но, по моему мнению, элиты в России давно нет. Как нет ныне и уважительного отношения к людям, занимающимся профессиями, требующими добротного классического образования, высокого интеллекта, живого аналитического ума. Снижена планка профессионализма, без которого в любой профессии исчезает элитарность и начинается процесс стагнации и деградации.
Во все века медицина, педагогика, архитектура собирали под свои знамёна людей подвижнического склада характера, которым даже не надо было причислять себя к элите — они и были её представителями в реальной жизни. Не всегда сытой и прогрессивной, но всегда заточенной на служение Отечеству. И это не пустая громкая фраза, а суть инстинкта, который увлекал людей в эти профессии: учить, лечить, воспитывать, создавать гармоничную среду — духовную и материальную.
По силе своего воздействия на человека архитектура — самый мощный вид искусства: её не сковывают формы, размеры, время, государственные границы. Наш творческий союз в какой-то степени и так является орденом — организацией, члены которой связаны общей идеей, целью, особыми правилами жизни. И да, мы хотим быть сильными, возможно, элитарными. Но не за счёт жёстких правил вступления в орден.
Если следовать энциклопедическому определению, "элиты — это сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества". И в этом определении главный акцент заключён в слове "небольшие". Мы же стремимся — и не скрываем этого — к тому, чтобы численность Союза архитекторов России, нашего ордена, увеличивалась, чтобы в него приходили всё более квалифицированные и талантливые архитекторы. И чтобы они представляли собой не "группу избранных", а многочисленный отряд специалистов, обладающих реальной властью в национальной политике, экономике и культуре.
"Вектор элитарности" архитектурного сообщества направлен не на персону и даже не на содружество. Конечная его точка — максимально комфортное, безопасное, гармонизированное пространство, а начальную символизирует наш Союз, сила которого — в профессионализме и преданности делу. Вот почему я бы сформулировал вопрос об элитарности архитектурного сообщества несколько иным образом. Прежде всего, оно должно быть профессионально сильным и максимально устойчивым к любому деформирующему давлению. А это возможно лишь на высшей ступени мастерства, которое является единственным мерилом избранности и востребованности.
Автор — Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России