Корпоративное озеленение — один из способов "одомашнить" рабочее место.
Об изоляции — либо никак, либо с оскоминой и через не хочу. И всё же она — важная часть рассказа. Именно из–за неё пышным цветом расцвёл тренд на озеленение жилищ. Нельзя выходить в весенне–летние парки? Отлично: парки сами переселились в квартиры. А дальше по таймлайну случилось возвращение в офисы, к мозаике из бетона, плитки, пластика и ДСП. Отсюда и появилось желание "возделывать свой сад" в стенах и на этажах второго дома — рабочего пространства.
Освоение озеленения
С пандемией интерес к горшечным растениям вырос, он не спал и после активной фазы обязательно–желательного домоседства. Только по данным "Авито", в феврале 2021 года в России спрос на домашние цветы был на 56% выше, чем в прошлом году. Вполне объяснимо желание "озеленившихся" продолжать находиться среди растений не только в преобразившемся жилище, но и в офисе. И, казалось бы, вот он: грядущий (а может, уже бурлящий) бум на корпоративное озеленение. Но всё не совсем так: тренд на "офисные джунгли" уже можно назвать перманентным, а теперь он лишь оброс новыми "постизоляционными" аргументами в свою пользу.
Читайте также:
В офисе
Застряли дома: когда все вернутся в офис
Постоянная потребность в коммерческом озеленении была и есть. По словам профильных студий, работа фитодизайнеров с "каменными" большими пространствами — торговыми и бизнес–центрами, отдельными офисами и коворкингами — не стихает уже несколько лет подряд. Пандемия лишь дала этой тенденции новый смысловой виток, окончательно переманив на свою сторону собственников и съёмщиков пространств, давно планировавших преображение через озеленение.
И хотя не все представители сферы прослеживают сезонность своего дела, некоторые всё же отмечают: лето — обыкновенно если не "мёртвое", то по крайней мере самое спокойное время для коммерческих озеленителей. "Поскольку мы в основном работаем с офисами и юрлицами, у нас скорее есть антисезонность. Однозначно это лето: наши целевые заказчики массово уходят в отпуска", — говорит Марина Романова, основательница студии озеленения Plantacia.
В начале лета в таких студиях могут заниматься сезонным продуктом — озеленением веранд и балконов. Этим и компенсируется отсутствие офисных заказов. И всё же лето — самое время для тех, кто хочет подойти к рабочей рассадке растений осознанно (читай — с большей выгодой, скидками от профильных подрядчиков и с наличием "свободных рук", из которых можно выбрать самые подходящие для будущей адаптации офисных монстер и спатифиллумов).
А вот зимой можно наткнуться на конкуренцию со стороны таких же "желающих". По словам студий озеленения, в конце года начинаются "гонки офисов" — перед зимними праздниками клиенты хотят не только украсить рабочие места, но и заставить их растениями. И дело здесь не в сомнительных поведенческих паттернах: обычно это повторяющееся стремление к "эко" связывают с освоением остатков бюджета на кончающийся год.
Мох по вертикали
"Приручить" рабочее место и сделать его совсем домашним, конечно, может и один–единственный самый любимый фикус. Но всё же базово под корпоративным озеленением понимается другая работа — комплексная, часто с разработкой единого стиля. В этом случае, правда, сама собой появляется загвоздка: озеленить — полбеды, а следить, поливать, обезвреживать от насекомых и в итоге не убить — задача посложнее.
И если не рассматривать "неспортивный" (хотя по факту самый правильный) вариант регулярных выездов фитоспециалиста в офис для присмотра за "подопечными", остаётся один шанс на выживание "зелёных": продумать всё заранее. Раз уж растение "селится" в рабочее пространство, значит, ему на роду написано быть сильным и легко адаптирующимся к офису (а такие качества даже в резюме молодых специалистов встретишь не всегда).
"В первую очередь коммерческое озеленение отличается от домашнего тем, что в офисы мы подбираем максимально выносливые растения. В таких помещениях почти всегда недостаток света, сухой воздух, вечно работающие кондиционеры, постоянные перепады температур. Вот почему для офисов мы часто подбираем системы автополива, максимально упрощая уход. Ещё иногда делаем вертикальное озеленение стен", — рассказывает Валентина Алексеева из студии озеленения и интерьерного дизайна Plantdeco.
Вертикальное озеленение в принципе можно считать одной из заметных тенденций — и не только потому, что "во–первых, это красиво". "Во–вторых" тоже уже известно — фитостены неприхотливы, потому что часто делаются либо из стабилизированного мха, либо опять же снабжаются системой автополива. А ещё они, обладая очевидным визуальным эффектом, занимают минимум места — чуть больше, чем обои. Причём, по подсчётам Владислава Сердитова, который руководит студией вертикального озеленения "Фитостена", на одном квадратном метре стены помещается до 40 растений. В напольные композиции вместить такое количество цветов куда труднее.
"Разумеется, самые частые наши клиенты — корпоративные. До пандемии в основном это были кафе и рестораны, а потом акцент сместился в сторону офисных помещений. Хотя в последнее время клиенты просят сделать фитостену и в загородных домах, и даже в квартирах", — делится обратной тенденцией "переселения" озеленительной концепции из офисов в дома Владислав Сердитов.
Ещё одна особенность коммерческого озеленения — способность изящного зонирования пространства. Понятная альтернатива — это, например, пластмассовые перегородки, которые часто смотрятся тяжеловесными, массивными и как минимум не вдохновляющими (разумеется, на новые рабочие свершения). С "зелёным" зонированием всё куда проще: в длинное кашпо высаживается ряд растений, через который не так–то просто рассмотреть коллег, скажем, из другого отдела. Так даже open space становятся более камерными, "защищёнными".
Финальное "за" в пользу корпоративного озеленения — уже не столько рациональное и практичное, сколько эмоциональное (нет, речь снова не только про "это красиво"). Правильно подобранными растениями можно ещё и подчеркнуть статусность.
Конечно, играть в язык цветов не предлагает никто (или хотя бы совсем немногие), но поработать с композицией, исходя из иерархии на работе, — пожалуйста.
"Триггер в коммерческом озеленении — направленность на статус компании. Кто–то тем самым показывает: мы заботимся о сотрудниках. А в случае наполнения растениями кабинетов руководства компаний часто всё делается для того, чтобы подчеркнуть элитарность", — делится опытом Валентина Алексеева.
И если природа — мать, а работа — второй дом, то соединить их (не обходя дом первый) кажется вполне логичным.
Главное в этом всём — хотя бы иногда брать себя в руки, а в руки — лейку.
Или ничего не брать, но один раз побольше отдать — тогда автополив справится и с зонированием, и со статусностью.