Большая вода наступает: Северо-Западу угрожает экстремальное половодье

Автор фото: аккаунт vk.com главы Республики Коми Владимира Уйба

Для многих территорий Северо-Запада России весна и начало лета 2020 года стали испытанием не только в связи с пандемией коронавируса: режим ЧС пришлось вводить не из-за ковида, а из-за большой воды. Как учли регионы прошлогодние уроки и где ожидать разгула стихии нынешней весной — в обзоре "Делового Петербурга".

Уроки большой воды

Половодье 2020 года назвали "небывалым" во многих регионах Северо-Западного федерального округа, в числе наиболее пострадавших глава МЧС РоссииЕвгений Зиничев называл Архангельскую, Вологодскую область, Республику Коми и Ненецкий автономный округ.
Реальная паводковая ситуация не совпала с прогнозами. Так, в Мурманской области предполагали, что в зоне возможного подтопления традиционно окажется село Варзуга на одноимённой реке в Терском районе, где в 40 домах проживает около сотни человек. В марте прошлого года, когда мурманские власти отчитывались о готовности к безопасному прохождению паводка на совещании в полпредстве, никто не ожидал, какого масштаба проблемы принесёт половодье: вышедшая из берегов река Кола в районе посёлка Молочный в конце мая размыла насыпь под железнодорожным полотном, а затем рухнул мост — единственная на тот момент железнодорожная переправа к Мурманску.
Транспортная изоляция грозила миллиардными потерями, а для решения проблемы потребовались колоссальные усилия, чтобы в рекордно короткие сроки построить и обходной железнодорожный путь к Мурманску, и новый железнодорожный мост, спроектированный уже с учётом паводковых капризов реки Колы. Затоплена паводковыми водами оказалась и значительная территория промзоны самого Мурманска, чего также не было десятилетия. Отмечалось, что паводок — сильнейший за 70 лет, а его причина — обильные снегопады. Но и нынешняя зима вышла очень снежной, из-за гигантского объёма осадков в Мурманске ввели режим повышенной готовности.
В ряде регионов, в том числе в Карелии, ещё только проводятся работы по определению границ зон затопления. В Карелии выявлены 24 такие зоны, но пока границы определены по наиболее опасным участкам: речь о реке Ивине в посёлке Ладва, Юшкозерском водохранилище в посёлке Калевала, Онежском озере в Петрозаводске, реке Чирко-Кемь в посёлке Юшкозеро, реке Нижний Выг в Беломорске и реке Шуе в посёлке Шуя и деревнях Нижний Бесовец и Верховье. В нынешнем году необходимо определить границы зон затопления ещё для 16 водных объектов, в бюджете на эти цели заложено 28,4 млн рублей.

Вплоть до бомбометания

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов 2 марта собрал региональную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, на которой отмечалось, что такой морозной и снежной зимы в регионе не было более 10 лет. По информации Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, наибольшее повышение уровня воды пока наблюдается на реке Неман в Советске. Уровень воды в Преголе и Дейме остаётся пока на уровне ниже средних многолетних показателей. Синоптики прогнозируют, что в целом подъём воды на реках региона опасных отметок нынешней весной не достигнет, однако делают оговорку: дальнейший характер половодья будет зависеть от погодных условий марта.
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников 4 марта объявил о том, что весенний паводок в регионе в нынешнем году может стать "самым сложным за последние пять лет" — и это при том, что половодье 2020 года он называл экстремальным. В прошлом году в регионе от паводка пострадали восемь районов, в Верховажском и Усть-Кубинском вводили режим ЧС. "Такого не было ни в 1998 году, ни 50 лет назад, как вспоминают старожилы", — отмечал Олег Кувшинников.
К паводку-2021 на Вологодчине решили готовиться загодя и уже проанонсировали работы на реках по ликвидации заторов. "Сегодня оформим заявку в Минобороны РФ для возможного бомбометания в тех местах Малой Северной Двины, где прогнозируются самые сложные заторы", — заявил вологодский губернатор. Он обещал немедленное реагирование на реках и своевременную эвакуацию людей, домашнего скота и материальных ценностей. Места временного размещения для пострадавших от половодья уже готовятся.
Традиционно в Вологодской области больше всего страдает от паводка Великий Устюг — из-за одновременного подъёма воды и прохождения ледохода на реках Сухона, Юг и Малая Северная Двина. Для защиты города от затопления необходимо завершить строительство дамбы на Северной Двине. В Росводресурсах сообщили, что рекомендовали Минприроды и Минфину изыскать средства на финансирование этого объекта в 2021–2022 годах.

Испытание на прочность

Масштабное наводнение в Коми в 2020 году привело к затоплению более 60 населённых пунктов в 12 районах. В шести муниципалитетах объявляли режим ЧС. Только на выплаты компенсаций пострадавшим потребовалось 23 млн рублей, не говоря о размытых дорогах и мостовых переправах — федеральную помощь на эти цели у президента РФ Владимира Путина просил глава Коми Владимир Уйба.
"Общими усилиями мы справились, прошли испытание на прочность. В результате оперативно принятых мер удалось минимизировать последствия стихии и не допустить главного — человеческих жертв", — отмечал по итогам года глава Коми.
Прогнозов на паводок-2021 в республике пока публично не оглашают, не делают их и в Архангельской области, где в прошлую весну также не обошлось без чрезвычайных ситуаций из-за разлива рек. В Поморье прошлой весной серьёзно подтопило дороги, а также город Котлас, расположенный в районе впадения реки Вычегда в Малую Северную Двину. Власти объяснили это стечением ряда обстоятельств, в том числе резким потеплением и ливневыми дождями. Беспрецедентные уровни воды в реках сравнивали с наводнением 2012 года.
"С учётом опыта прошлых лет можно ожидать непростого прохождения паводка на некоторых участках рек, например, на Пинеге, на Северной Двине (в районе деревень Чёрный Яр и Рембуево), а также на ряде других водных объектов", — прогнозировал в январе нынешнего года руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров.

Традиционные риски

В регионах традиционно готовятся спасать от паводка населённые пункты, которые каждую весну тонут, что называется, "исторически".
В Ленобласти возможны подтопления дачных домов и частного сектора в Тихвине и Бокситогорске, Любани и Тосно. В Псковской области готовятся к подъёму воды на Шелони в Порхове и на Великой в черте самого областного центра, где паводковые воды угрожают архитектурной жемчужине региона — Мирожскому монастырю.
В Новгородской области ежегодно страдают от половодья жители деревень Холынья и Русско в бассейне реки Мста, сёл Грузино и Краснофарорный на реке Волхов. Часто по весне достают лодки жители посёлков Демянск и Крестцы. В прошлом году власти региона сообщили, что федеральный бюджет выделил 1,9 млн рублей на расчистку русла Холовы в Крестцах и 1,7 млн рублей — на такие же работы на реке Явонь в Демянске, что даёт надежду на то, что паводок в этих краях в будущем будет проходить спокойней.
В Псковской и Новгородской области вскрытие рек ото льда прогнозируется в конце марта — начале апреля. В Ленинградской области — в начале-середине апреля.