Урбанист Мороз: снегопады в Петербурге протестировали новомодные теории

Автор фото: Архив ДП
В феврале на Петербург, как сказал губернатор Александр Беглов, сошла "лавина снега", которую невозможно было разгрести и за несколько дней, писал ранее ДП. В эти дни главные магистрали вдруг сузились вдвое или даже втрое: расчистить успевали от силы по одной полосе в каждую сторону. Оставшиеся полосы представляли собой санный путь.
К тому же то и дело поперёк дороги, словно айсберги, автомобилистов подстерегали снежные кучи и машины-подснежники. В результате максимальная скорость транспорта примерно соответствовала средней скорости движения по городу в обычное время (которая рассчитывается с учётом остановки на светофорах). Напомним: в комплексной схеме организации дорожного движения Петербурга говорится, что "средняя скорость движения в Петербурге за последние 5 лет существенно снизилась и составляет примерно 25 км / ч, снижаясь в часы пик до 5–10 км / ч при оптимальных 30–35 км / ч".

Тест по геометрии

Между тем физическое ограничение скорости автомобилистов путём усложнения условий их движения — сужения дорог, создания искусственных неровностей и препятствий — один из столпов, на котором стоит современный урбанизм. Этому учению на словах пытаются следовать и власти. Так, в 2017 году Минтранс издал руководство с методами успокоения движения, которое рекомендует, в частности, создание островков безопасности и использование делиниаторов для изменения геометрии проезжей части. Правда, можно заметить, что на деле продолжают строиться широкие прямые проспекты. Видно, чтобы осталось место для проезда после того, как они будут с двух сторон заставлены машинами в два ряда.
Но вот сама природа занялась урбанизмом, намела за чиновников островки безопасности и изменила геометрию проезжей части. Правда, ещё один столп урбанизма — велодорожки — тоже были стёрты с улиц. Так и желающих на них проехать особенно не находилось. Зато можно было освоить новые виды транспорта: например, на обочине одной из улиц была замечена собака с привязанной к ней надувной лодкой. Урбан-натурализм продержался не очень долго: к концу прошлой недели сугробы начали таять.
В прессе по традиции сообщили о большом числе аварий. Но каковы в действительности итоги такого эксперимента с точки зрения безопасности дорожного движения?

Понесли небольшие потери

"ДП" изучил данные по аварийности из официальных сводок ГИБДД. Выяснилось, что в прошлом году с 21 по 24 февраля (то есть в праздничные дни и в последний предпраздничный — так в этом ведомстве подводят статистику) произошло 1311 ДТП, то есть на 23% меньше нынешних 1710. Но раненых (формулировка из официальной статистики) было ровно в 2 раза больше, чем сейчас (56 против 28). Это может говорить о том, что годовалой давности аварии были более серьёзными.
При этом, по данным дневника погоды Gismeteo.ru, в те дни столбик термометра скакал в сравнительно комфортном диапазоне от +2°C до +6°C (к тому моменту температура уже с неделю была плюсовая, прошлая зима запомнилась как аномально тёплая, осадков не было). Более того, по подсчётам "ДП", число раненых в день в эти февральские праздники меньше, чем в 2020 и 2019 годах (при наибольшем числе аварий).
Если сравнить праздничные дни 23 Февраля 2021-го с тремя предшествующими уикэндами этого года, то выяснится: число аварий во вьюгу на 10% выше того, что обычно происходит в городе на выходных. При этом число раненых в день превышает средние значения за рассмотренный период менее чем на 4%.

Не для тёщи

В снегопады действительно снижается тяжесть последствий аварий — как из-за более низкой скорости, так и потому, что совсем неопытные водители в непогоду за руль не садятся, подтвердил "ДП" заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов.
Но вероятность наступления ДТП и количество "битого железа" в таких условиях возрастают. При этом он не считает, что следовало бы проецировать этот опыт на мирное время и сильнее ограничить скорость в обычных погодных условиях.
"У нас в правилах дорожного движения и так прописано, что водитель должен выбирать скорость исходя из дорожной обстановки", — отметил Холодов.
Иной точки зрения придерживается специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. По его мнению, снегопады и метели, безусловно, помогли успокоению движения в городе.
"По данным "Яндекс.Пробок", да и по визуальной оценке, водители ехали аккуратнее", — сказал он "ДП". Было бы неплохо, если бы они и в обычные дни продолжали двигаться со сниженной скоростью. "Это не значит, что не надо убирать снег. Но это очень хороший показатель, как могли бы выглядеть улицы при том же трафике, когда водители спокойно двигаются чуть ближе друг к другу, где не используются слишком широкие полосы, где нет "асфальтовых полей", — добавил эксперт.
Если и нужно добиваться успокоения движения, то не сужением улиц, а другими способами, например стимулируя людей пересаживаться на общественный транспорт, сказал "ДП" архитектор-градостроитель Павел Никонов.
"Не только успокоение движения произошло, но и ходить тяжело стало. Сегодня выходил на улицу со своей тёщей, которой более 80 лет. Она шла просто вцепившись мне в руку, потому что для неё это полоса препятствий", — добавил он.