Как надо родину любить: добровольно-принудительный туризм

Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Народные гуляния в музее-заповеднике "Коломенское"
Россиянам советуют планировать отпуска внутри страны. Собственно, вариантов особо и нет, покинуть её пределы довольно сложно. Число доступных направлений — меньше четырёх десятков. Из привычного — Турция, Грузия, Сейшелы, Тунис. Из не совсем обычного — Гибралтар, Косово, Науру, Тонга, Экваториальная Гвинея. Список вполне тянет на повтор школьной географии, но полететь туда, где принимают, хотят не все.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко рекомендует отдыхать в России, чтобы не думать об открытии границ, которое непременно будет, но совершенно не известно когда. Вице–премьер Татьяна Голикова объясняет прямо: в прошлом году призывы проявить благоразумие не сработали, а граждане смело рванули на закрытые для прямых полётов курорты. Поэтому даже праздник 8 Марта не смягчил власти — список доступных стран пока не расширяется.
Недавний опрос "Яндекс.Путешествий", впрочем, показывает, что жители России — оптимисты: 60% рассчитывают на возобновление заграничных путешествий в полном объёме уже в 2021–м. 20%, впрочем, заявили, что предпочитают отдыхать на родине и, соответственно, открытие границ не скажется на их планах. Остальным просто придётся быть как этим 20%. Учиться наслаждаться отдыхом в родном краю. Или в соседнем. Или в далёком, но в пределах госграниц.
Какие в этом плюсы? В целом ничего плохого в том, чтобы путешествовать по собственной стране, знать её историю и культуру, нет. Здесь есть только хорошее. Россия огромна, памятников, как культурных, так и природных, в ней много, и как в Эрмитаже — на методичный осмотр всего уйдут годы. Да и выбор широк: хочешь — леса, поля и реки, горы и моря, хочешь — города современные, не хочешь — старинные. Опять же, приток денежных средств от населения в сферы пассажироперевозок, общепита и туризма.
Впрочем, и минусов тоже немало. Россия, как мы помним, огромна, поэтому организовать удобный доступ к достопримечательностям, а также комфорт пребывания рядом и возможности пропитания удалось, скажем, не везде. И если кое–где в милых маленьких городках и локальных музеях это может стать даже фишкой, то через полстраны при перспективе минимального сервиса никакая охота к перемене мест не увлечёт.
Если брать глобальнее, то, возможно, так Россия движется к аскезе. Духовность, скрепы, умение довольствоваться малым, слушать песню "Валенки", любить родину. В глубоком экономическом кризисе — очень разумно. Но не слишком приятно, потому как насильственно.