Планы на лето не дают заработать: турфирмы ждут открытия границ

Автор фото: коллаж Алены Марченко, vostock-photo

Туроператоры впервые начинают год без больших надежд на раннее бронирование. Потенциальные туристы ждут, как будет развиваться ситуация с ограничениями в разных странах. Ряд стран сигнализируют о готовности принять российских туристов летом, поэтому у Сочи, Крыма и Турции могут появиться альтернативы.

Традиционно с конца января туроператоры запускали акции раннего бронирования — продажи летних туров со скидками. И уже в феврале–марте многим удавалось продать 30–40% путёвок на пляжный отдых. Формально нынешний год — не исключение. Сайты турфирм пестрят предложениями купить тур на лето уже сейчас. Однако настроения туристической отрасли пока далеки от оптимизма.
"Понятно, что в нынешней ситуации ждать какого-то бума не приходится, люди бронируют плохо, — рассказывает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрииЕкатерина Шадская. — Сочи бронируется хорошо. Турция бронируется не очень. Народ боится введения новых ограничений и ждёт снятия существующих, чтобы появился какой-то выбор куда поехать. Все будут ждать до последнего. И раннее бронирование пройдёт на очень низком уровне".
"Акции раннего бронирования просели очень сильно, потому что сейчас туристы предпочитают принимать решение в последнюю минуту, — подтверждает генеральный директор компании "Пегас туристик"Анна Подгорная. — И это оправдано из-за нестабильной ситуации с коронавирусом, с теми решениями, которые принимает страна пребывания или та или иная дестинация на курортах Российской Федерации. Нет единого понимания, что нас ожидает летом. Неизвестно, какие направления будут открыты, каких не будет. Непонятно, как будут открываться границы, потребуются ли ковидные паспорта, нужны ли будут ПЦР-тесты. Неопределённость таких решений отнюдь не играет в пользу раннего бронирования".
Минувшим летом 53% жителей России, ранее отдыхавших за рубежом, провели отпуска на родине, выяснили аналитики СберИндекса. По их данным, за весь 2020 год выездной туристический поток из России сократился на 80%, а расходы россиян за рубежом — на 27 млрд долларов.
Россия стала постепенно открывать границы с 1 августа 2020 года. Одной их первых стран стала Турция, которую за два месяца посетили 757,5 тыс. россиян (официальная статистика туристических поездок пока доступна лишь за первые три квартала 2020 года). В сентябре открыли ещё одно ранее популярное пляжное направление — Египет. Однако полёты санкционировали только в Каир, а чартеров в курортные города запущено не было. В результате страну за третий квартал посетили всего 482 туриста. В итоге Турция так и осталась единственным массовым зарубежным направлением 2020 года.
На данный момент выезд из России разрешён в 17 стран мира. По словам Анны Подгорной, наибольшим спросом пользуются сейчас Турция, Куба и Танзания, в меньшей степени более дорогие Мальдивы. Однако ожидается, что в ближайшее время может открыться ещё ряд доступных туристических направлений.
Так, по данным египетских СМИ, сейчас в этой стране должна работать инспекция Росавиации, которая может принять решение о безопасности для российских чартеров аэропорта Хургады — главного курортного города Египта. Окончание проверки ожидается 25 января.
Власти Кипра говорят, что готовы принимать российских туристов с марта. Некоторые туроператоры даже открыли предварительное бронирование в эту страну, не дожидаясь окончательного решения.
Министр туризма Болгарии Марияна Николова на днях заявила, что курортный сезон в этой стране стартует 1 июня. По её словам, больше всего туристов ожидается из России. Ещё в декабре болгарское представительство провело вебинар для российских турфирм. Ожидается, что для России Болгария даже запустит специальную рекламную кампанию.
"Ситуация меняется практически каждую неделю", — комментирует эти заявления Екатерина Шадская. По её словам, наибольшие ожидания туристического сообщества связаны с Грецией и Кипром.
"Об этом сейчас говорить нет никакой возможности, поскольку все решения принимает оперативный штаб, — говорит Анна Подгорная. — Основываемся только на этих решениях. Предполагать, "ванговать" — это не дело бизнеса. Бизнес работает с конкретикой".