Коронавирусная кожа: петербуржцы штурмуют клиники из-за проблем с масками

Автор фото: Сергей Коньков

Более 70% пациентов приходят к дерматологам с проблемами из–за ношения защитных масок и перчаток.

По сравнению с прошлым годом петербургский рынок дерматологии в среднем увеличился на 25%. Заметный рост пациентского потока начал фиксироваться в июле и не останавливается по сей день. По мнению экспертов, частично это объясняется отложенным спросом из–за весеннего запрета на проведение планового приёма, однако основная причина — избыточное использование средств индивидуальной защиты.

Маскне–пациенты

Большинство пациентов обращаются к врачам с жалобами на появление акне (высыпания, воспаления и раздражения) в окологубной зоне, которые появляются в результате частого ношения защитных масок. "За время пандемии появилось даже несколько новых терминов: Maskne, Acne Mechanica и Маскацеа. Эти состояния могут быть вызваны трением маски о кожу и микроклиматом, который формируется под маской. Температура под ней увеличивается на 1–2 градуса, особенно в помещениях и во время похолодания, что создает эффект парника", — рассказывает Майя Парфёнова, заведующая отделением дерматовенерологии и косметологии Международного медицинского центра "СОГАЗ".
Как объяснила эксперт, повышение температуры даже на 1 градус приводит к увеличению продукции кожного сала на 10%, а это один из механизмов обострения акне. При розацеа повышение температуры приводит к усилению воспаления и расширению сосудов. Серьёзные дерматологические проблемы также возникают у людей, которые традиционно используют осенне–зимний период для запуска процесса клеточного обновления кожи. "Активный уход, включающий фруктовые кислоты или ретинол, часто приводит к нарушению кожного барьера, что может спровоцировать высыпания в зоне использования маски", — говорит Анна Бессалова, врач–дерматолог Лахта Клиники. Эксперты поясняют, что из–за масочного парникового эффекта высококонцентрированные кислотные сыворотки и кремы действуют сильнее, чем обычно.

Ковидные пальцы

Патогенная микрофлора прекрасно размножается не только под масками, но и под резиновыми перчатками. Как рассказал заведующий дерматологическим отделением клиники "СМТ" Константин Алфёров, из–за использования перчаток значительно увеличилось число пациентов с экземой и дерматитом кистей. Свою лепту в рост числа дерматологических заболеваний вносят и антисептики. "Особенно в первую волну было очень много пациентов с проявлениями контактно–аллергического дерматита на антисептики", — рассказывает Анна Бессалова.
По наблюдениям Виктории Макаровой, дерматолога клиники EMS, количество таких пациентов уже значимо уменьшилось: "Люди научились использовать антисептики более дозированно, только в ситуациях, когда это действительно необходимо. Но в любом случае, так как руки теперь моются и обрабатываются антисептиками чаще, чем вне пандемии, у пациентов с хроническими дерматозами области кистей — атопическим дерматитом или экземой — чаще случаются обострения", — говорит Виктория Макарова.
Ещё одной проблемой стало длительное использование мобильных телефонов, которые в период пандемии оказались основным средством коммуникации. "Люди часто хранят телефоны в карманах и сумках, берут грязными руками и редко обрабатывают экран антисептиками. Неизбежный контакт такой загрязнённой поверхности с кожей лица также приводит к обострению кожных заболеваний", — говорит Майя Парфёнова. Виктория Макарова, дерматолог клиники EMS, рассказала, что также появились дерматологические состояния, которые напрямую ассоциированы с COVID–19. Так, подтверждённые дерматологические проявления COVID–19 нередко включают острую крапивницу, розовый лишай, ветряноподобные высыпания, а также так называемые "ковидные пальцы" — перниоподобные поражения стоп или кистей рук, которые проявляются в посинении кончиков пальцев.

Золотое дно

По подсчётам "ДП", объём рынка частных дерматологических услуг в Петербурге достиг 5,3 млрд рублей в год, и совершенно очевидно, что в ближайшие месяцы этот показатель продолжит рост.
Масочный режим, который сохранится до конца эпидемии, обеспечит новый приток пациентов в дерматологические кабинеты. Драйвером роста рынка также могут стать петербуржцы, перенесшие коронавирусную инфекцию: по данным Wake Forest School of Medicine, осложнения в виде кожных заболеваний встречаются у 1 / 5 больных COVID–19. Аналитики не исключают и возможности появления новых игроков в сегменте частных дерматологических кабинетов.
По данным "СберЗдоровье", в Петербурге функционируют 76 клиник и центров дерматологии, но с учётом расширяющейся ёмкости рынка в ближайшее время может начаться дефицит небольших медицинских кабинетов — особенно в отдалённых районах города.
Бум спроса повлечёт и изменения в тарифах на услуги дерматологов. Ожидается, что стоимость приёма, которая сейчас находится в диапазоне от 1 тыс. до 4,3 тыс. рублей, в 2021 году вырастет на 25–50%.